Наместникова Светлана
Инновационный опыт «Развитие мелкой моторики пальцев рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Публикация «Инновационный опыт „Развитие мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах
Формирование грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, дети с речевой патологией болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцова в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения могут отрицательно сказываться на обучении ребенка. А его речь обычно страдает в первую очередь, так как находиться в прямой зависимости от созревания головного мозга. Сегодня у многих детей к 5 годам уровень речевого развития ниже положенной нормы и они нуждаются в помощи логопедов. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение на становление речи функции руки. Установлено, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, то есть, от уровня развития мелкой моторики зависит уровень развития речи. Этот факт я и стала использовать в работе с детьми. Стала стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Я поставила перед собой цели:
- систематизация и использование передового традиционного опыта по развитию мелкой моторики,
- использование инновационных технологий, - сохранение и укрепление здоровья детей, - повышение интереса и мотивации к занятиям.
Задачи:
- воздействие на биологически активные точки организма, - стимуляция речевых зон коры головного мозга.
В своей работе по развитию мелкой моторики у детей я использую как традиционные, так и инновационные технологии. Это : пальчиковые игры с речевым сопровождением, шнуровки, ниткопись, бисерографию,
Су-Джок терапию, сопряженную гимнастику.
В пальчиковых играх активно использую игровую мотивацию,что значительно повышает интерес к занятиям. Включаю эти игры в сказки, рассказы, стихи. В этом случае они напоминают своеобразные инсценировки. Все это развивает у детей воображение, речь становиться более образной и выразительной.
Шнуровка становиться отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, развивает моторику, глазомер, усидчивость, гибкость кисти и раскованность движений.
Ниткопись –это выкладывание ниток по контуру различных предметов, нанесенных на бархатную бумагу. С помощью ниткописи мы выкладываем буквы, геометрические фигуры, силуэты животных.
Бисерография – это довольно трудный прием развития мелкой моторики, но дети с удовольствием работают с бусинками. Вместе мы делаем рисунки из бусинок, составляем узоры с опорой на наглядность.
Огромный эффект, обеспечивающий развитие мелкой моторики, дает Су-Джок терапия. Ладони и кончики пальцев массирую до стойкого ощущения тепла специальным массажным шариком. Эластичным кольцом массажируем каждый пальчик. Самомассаж сопровождаем стихотворным текстом в соответствии с изучаемой темой. Достоинства данного метода- это высокая эффективность, безопасность, универсальность и простота применения.
Сопряженная гимнастика- содружественные движения кисти руки и языка. Она способствует проведению одновременной работы над всеми нарушенными звуками, развитию имитации руками артикуляционных упражнений.
На курсах повышения квалификации в 2014г. я прослушала выступление коллеги об использовании песочной терапии в логопедической работе с детьми и заинтересовалась этим методом. Стала изучать литературу, просматривала презентации по интернету. Изготавливала и приобретала необходимые атрибуты. И с 2015г использую метод песочной терапии в своей работе с детьми для развития мелкой моторики пальцев рук.
Теоретической основой песочной терапии считают технику активного воображения, разработанную К. Юнгом. Его песочная психотерапия предполагает использование подноса с песком стандартных размеров и большого количества миниатюрных предметов.
Достоинства песочной терапии:
- развивает мелкую моторику рук,
- снимает мышечную напряженность,
- воспитывает у ребенка уверенность в себе, повышает его самооценку,
- позволяет ребенку соотносить игры с реальной жизнью,
- развивает творческое мышление, фантазию, фонематический слух,
- способствует расширению словаря, формированию слоговой структуры слова и связной речи.
- помогает автоматизировать звуки.
С какой целью я использую песочную терапию?
- С целью развития мелкой моторики пальцев рук;
-с целью диагностики;
- с целью вспомогательного средства, когда нужно снизить эмоциональное напряжение, стимулировать ребенка;
- с целью вспомогательного метода в коррекционной работе с детьми.
При использовании данного метода надо соблюдать определенные условия:
1- это согласие и желание самого ребенка,
2-чтобы у ребенка не было эпилепсии, аллергии на песок,
3-рядом с песочницей должна быть чистая теплая вода, салфетки,
4- песок должен быть очищен,
5- должен быть большой набор миниатюрных игрушек.
При организации игрового процесса я придерживаюсь 5 этапов, которые полно описаны у О. Б. Сапожниковой и Е. В. Горновой «Песочная терапия в развитии дошкольников».
1этап - демонстрация песочницы.
2этап - демонстрация разнообразных фигурок (людей разного пола и возраста, животных, птиц, дома, постройки, деревья, цветы, транспорт и т. д.)
3 этап - правила игры на песке. От имени Черепахи объясняю правила взаимодействия с песком в доброжелательном тоне, без нравоучений : не разбрасывать песок, не есть его, не уносить с собой игрушки…
4 этап - основная часть. Здесь тоже от имени Черепахи преподношу образовательный материал в виде игры: что-то увлекательно рассказываю, анализирую, повествую.
5 этап - завершающий, ритуал выхода. Черепаха объявляет об окончании игры и напоминает о необходимости убрать за собой «страну», благодарит за работу.
Какие же практические задания я провожу с детьми, используя игры с песком для развития мелкой моторики рук, снятия напряжения с мышц пальцев?
-пальцы погружаем в песок, сжимаем и разжимаем кулачки;
- погружаем пальцы в песок, чередуем упражнения для пальцев («один пальчик-все пальчики»);
- погружаем пальцы в песок, сжимаем кулачки, выпрямляем по очереди: (мизинцы);
- рисуем пальчиками на песке геометрические фигуры, узоры, волны, заборы…
- показываем на песке, как ходят зайцы (кончиками пальцев ребенок ударяет по песку, медведи (кулачками сильно надавливают на песок, ползут паучки (пальцы в песок и имитируем движения паука) и т. д.
-на песке обводим контуры предметов, печатаем ладони, пальцы, украшаем их ;
- пересыпаем песок из щепотки в разные по высоте и объему емкости и т. п.
- захватываем песок в щепотку и, подняв над песочницей, тихонько высыпаем песок из пальцев;
- захватываем песок и перетираем между ладонями;
-захватываем песок и насыпаем дорожку, волну и украшаем их пуговицами, бусинками;
-ищем в песке спрятанные маленькие предметы и, не вытаскивая их из песка, пробуем отгадать, как называется этот предмет;
- ищем в песке только те предметы, которые находятся в центре песочницы, в верхнем правом углу и т. д.
Детям очень нравится рисовать на песке разные узоры. Начинаем с самых простых линий: дорожки, волны, заборчики, лесенки. А потом переходим к более сложным рисункам: рисуем солнце, снежинку, елку, обводим контуры овощей, фруктов, животных.
Песочную терапию использую не только для развития мелкой моторики пальцев рук. При проведении артикуляционной гимнастики тоже подключаю игры с песком: например,
-«Лошадка»- щелкаем языком и одновременно пальцами «скачем по песку»,
-«Часики»- язык двигаем вправо-влево и указательный палец по песку в том же направлении.
Часто ребенок придумывает что-то свое, фантазирует, изменяет сюжет. И важно не высказывать ребенку свое оценочное осуждение. Чтобы игры на песке имели положительный результат, педагог должен понять ребенка, почувствовать ритм картины, который ребенок создает. Ведь песочную терапию мы используем и для того, чтобы помочь ребенку развить свою самооценку, чувство контроля.
Результатами использования данных традиционных и инновационных технологий по развитию пальцевой моторики является показатель уровня речи моих воспитанников. Если на первых занятиях ребенку трудно сложить узор из ниток, бусинок, показать на пальчиках «кошку», на песке нарисовать снежинку, то через некоторое время он это делает легко и с удовольствием. То есть, я вижу, что динамика есть, а это лучшая награда для педагога. И если ребенок сначала рассказывает о том, что делает, практически не используя средства выразительности, то к концу года он уже свободно пользуется словом, использует все богатство интонации, мимики, жестов. Еще Л. Н. Толстой говорил: «разве не тогда, (в детстве) я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много и так быстро, что во всю оставшуюся жизнь я не приобрел и одной сотой того. От 5-летнего ребенка до меня - только шаг, а от новорожденного до 5-летнего - страшное расстояние».
За эти годы работы уже можно говорить о результатах моего опыта :
-у детей повышается любознательность, интерес к занятиям;
- формируются знания об определенных речевых эталонах;
- у детей появляется желание говорить, творить, исправлять свои недостатки в речи;
- наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Использование песочной терапии позволяет:
-повысить интерес к логопедическим занятиям;
- стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка;
-развивает чувство контроля, активность, помогает ребенку строить отношения с окружающими;
- ребенок не стесняется выражать свои чувства и эмоции и не боится сделать «что-то не так», ведь на песке ошибку легко исправить;
- дети чувствуют себя более успешными.
Исходя из анализа работы по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, хочу поставить перед собой цели для дальнейшей работы:
-активизировать работу по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи, внедряя в этот процесс новые формы и методы работы;
- работу со слабыми детьми организовать через индивидуальные занятия и привлекать родителей закреплять материал дома;
- внедрять в образовательный процесс современные технологии, основанные на использовании информационных технологий.
Опыт работы по использованию песочной терапии может быть использован и воспитателями ДОУ при активизации словаря, изучении букв, освоении навыков чтения и письма, при работе с тревожными и агрессивными детьми, при работе с детьми с ОВЗ. Игры с песком можно использовать и в семье, что способствует его сплочению, пониманию взаимоотношений.