Ольга Терентьева
Комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Упражнение №1 «Ходули»
С помощью двух карандашей изобразить, как передвигаются на ходулях:
Человечек не скучает,
По тропиночке шагает,
Он к болоту подошел
И по кочкам всем прошел.
(можно предложить нарисованную дорожку.)
Упражнение №2 «Перехваты»
Перехватывать карандаш согнутыми указательными пальцами левой и правой рук.
Словно ловкими жучками,
Пальчиками, как крючками,
Публикация «Комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Перехватим карандаш.
Упражнение №3 «Дудочка»
Взять карандаш большим и указательным пальцами и, не помогая себе другой рукой, перехватить его большим и средним пальцами, большим и безымянным и т. д.
Карандаш перебирают,
Как на дудочке играют.
Упражнение №4 «Согреваем ладошки»
Сжать валик между ладонями при счете от 1 до 5, затем под счет от
6 до 10 расслабить руки, удерживая валик; на счет 1 сильно сжать
валик между ладонями, на счет 2 расслабить руки, удерживая валик.
Повторить несколько раз.
Катать валик или карандаш:
• По столу ладонями;
• По столу подушечками пальцев;
• Между ладошек:
Карандаш, в руках катаем
И ладошки согреваем.
Очень быстро мы катаем,
Никогда не замерзаем.
Силу нажима и темп вращения следует постепенно увеличивать.
Упражнение №5 «Собираем бревнышки»
Поднять со стола карандаш или счетную палочку; большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Братья помогают папе,
Старший братик и меньшой,
Очень ловко и умело,
Поднимают груз большой.
• Одними и теми же пальцами разных рук;
• Одной рукой за два конца (счетные палочки)
Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
Упражнение №6 «Дрова»
Необходимо собрать одной рукой как можно большее количество карандашей или счетных палочек.
Грузовик привез дрова,
Соберем их со двора.
Повторить упражнение второй рукой.
Упражнение №7 «Дятел»
Держать карандаш большим и средним пальцами и постучать по нему указательным.
Дятел, дятел постучи.
Где сидишь ты? Покажи
Упражнение №8 «Точилка»
Зажать в левом кулаке один конец карандаша, а пальцами правой руки крутить другой конец карандаша. Прокручивание карандаша можно делать двумя пальцами, меняя их. Затем руки поменять:
Мы точилку берем,
Карандаш в нее кладем.
Будет острым наш
Синий карандаш
Упражнение №9 «Колодец»
Необходимо взять из кучки карандашей один из них двумя пальцами так, чтобы остальные не передвинулись;
Возможно введение игрового элемента в упражнение при наличии двух и более участников, которые по очереди достают карандаши. Если карандаши передвинулись — игрок пропускает ход. Выигрывает участник, у которого по окончании игры окажется больше карандашей. Заключительным этапом игры может стать построение колодца:
Ровно бревнышки кладем,
Мы колодец соберем,
Чтоб была у нас всегда.
Очень чистая вода.
или выкладывание различных фигур из собранных карандашей.
Упражнение №10 «Маятник», «Качели»
Необходимо взять карандаш поочередно большим и указательным пальцами,
большим и средним и т. д., расположить ее вертикально и начать раскачивать –
«маятник»
взять карандаш за его середину большим и указательным пальцами и начать
его раскачивать — «качели»;
Упражнение №11 «Учусь правильно писать»
покрутить карандаш большим, средним и указательным пальцами одной
руки, затем другой, после чего двумя руками одновременно (для детей 4
лет);
положить карандаш на ладошку и прокрутить его всеми пальцами руки,
не помогая себе другой;
взять трехгранный карандаш, расположив большой, указательный и
средний пальцы на разных гранях (как при письме). Удерживать его в
таком положении под счет от 1 до 5, затем:
а) поочередно отрывать пальцы от карандаша под счет от 6 до 10;
б) стучать по карандашу поочередно указательным, большим и средним пальцами
Учусь я карандаш держать,
Чтоб буквы правильно писать.
Упражнение № 12 «Гусеница»
Передвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами:
Гусеница вверх и вниз ползет —
С веточки не упадет.
• постучать по карандашу поочередно указательным большим и средним пальцами;
• подвигать карандаш вверх и вниз, удерживая его тремя пальцами;
Упражнение выполняется сначала ведущей рукой, затем другой, после чего двумя руками одновременно.
Упражнение №13 «Узелки»
Предложить ребенку:
• перехватить несколько раз веревочку за узлы;
• показать, как развязывать и завязывать узелки, бантики.
Упражнение № 14 «Змейка»
Предложить ребенку покрутить шнурок между подушечками большого
и указательного пальцев, большого и среднего и т. д. :
Вот сегодняшний урок:
У меня в руках шнурок.
Змейкой извивается,
Вперед ползти пытается.
Упражнение № 15 «Накрути»
Намотать веревочку (шнурок) на палочку или нитку на катушку.
Упражнение № 16 «Паучок»
Оплести шнурком пальцы (шнурок проходит сверху одного, а затем
снизу другого пальчика):
Паучок пошел гулять,
Паутинку заплетать.
Хочет он поймать туда
И букашку, и жука.
Упражнение № 17 «Бусинки – горошки»
Катать по столу горошины или бусины указательным пальцем, средним, безымянным и мизинцем.
Покатая я в руках
Бусинки. Горошки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Упражнение № 18 «Орехи»
Перекатывать по кругу два грецких ореха, зажав их в ладони.
Научился два ореха
Между пальцами держать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
Упражнение №19 «Карандаш»
Перекатывать между пальцами или ладонями шестигранный карандаш.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Упражнение № 20 «Игра с горошком»
Катать горошинки между указательным и средним пальцами.
Дома я одна скучала,
Горсть горошинок достала.
Прежде чем игру начать,
Надо пальчику сказать:
- Пальчик, пальчик,
мой хороший,
Ты прижми к столу горошек,
Покрути и покатай
И другому передай.
Упражнение № 21 «Помощник»
Разбирать отдельно разные крупы.
Я крупу перебираю,
Мамочке помочь хочу.
Я с закрытыми глазами
Рис от гречки отличу.
Упражнение № 22 «Бусинки - горошинки»
Катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами к столу, делать при этом круговые движения.
Покатаю я в руках
Бусинки, горошинки.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Упражнение № 23 «Дорожки»
Вести пальчик или карандаш по дорожкам.
Трудно пальчик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
Я ему грожу, грожу,
Я его стыжу, стыжу,
Пальчик постыдился,
Взял и научился.
Упражнение № 24 «Самолет»
Кладут линейку под середину среднего пальца правой руки, ладонь – вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Покачивают как крылья, потом другой рукой.
Вот волшебный самолет
Отправляется в полет
Он планирует над партой,
Ну а где же наша карта?
Упражнение № 24 «Пилот»
Кладут ручку или карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Ладонь - вниз. Указательный, средний и мизинец – сверху. Покачивают.
Мы зажали карандаш,
Отогнулся пальчик наш,
Он теперь у нас пилот -
Отправляется в полет.
Упражнение № 25 «Башмачки»
Крышки надеваются на указательный и средний пальцы руки. Произносится стихотворение вместе с педагогом, дети передвигают пальцы, не отрывая их от поверхности стола. После каждого двустишия – смена рук.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули
На веселую прогулку.
Пальцы, словно балеринки,
Но одетые в ботинки,
Каждый пальчик, будто ножка,
Только шаркает немножко.
Упражнение № 26 «Орешек»
Все движения выполняются в соответствии с текстом и инструкцией.
Наш орешек непростой,
Он волшебный, золотой.
С орешком будем мы играть
Своим ручкам помогать.
Мы с орешком поиграем, (в правой руке)
Его с горочки катаем.
Верх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
Снова весело играем, (в левой руке)
По другой руке катаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!
В пальцы мы орех возьмем (в правой руке)
И немного повернем.
Крепко пальцами держи
И еще раз поверни.
В другую руку мы возьмем (в левой руке)
И немного повернем.
Крепко пальцами держи
И еще раз поверни.
1,2,3,4,5!
Мы закончили играть.
Пальчики свои стряхни,
И немного отдохни!
Упражнение № 27 «Месим тесто»
Насыпать в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки
и изображает, как месят тесто, приговаривая:
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут – будут из печи
Булочки и калачи.
Упражнение №28
Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Упражнение №29
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Упражнение №30 «Резиночка»
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.