Элина Ткачева
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее
Публикация «Развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи,» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей с ТНР пятилетнего возраста не теряет своей актуальности. Мышление дошкольника, хотя и связано неразрывно с его речевой деятельностью, имеет ещё чрезвычайно наглядный, образный характер. Для того, чтобы дошкольник понял словесное объяснение, оно должно опираться либо на непосредственное восприятие окружающего ребёнка, либо на конкретные представления, образовавшиеся у него ранее.
Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Наши наблюдения за старшими дошкольниками с ТНР показывают, что у данной категории детей слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития; недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх – низ, ближе – дальше, под – над, около – внутри и т. д.
У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие из них держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.
Изменение неправильно сформированного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.
Поэтому работа по подготовке ребёнка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Анализ литературы и опыт работы позволил нам сделать вывод, что развитие у детей зрительно-двигательной координации обеспечивает формирование у них навыков письма, крайне необходимых для успешного обучения в школе. В процессе работы по развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у старших дошкольников с ТНР нами решаются следующие задачи:
1. Формирование графических навыков, подготовки руки ребё нка к овладению письмом:
– развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности движений.
– развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук;
2. Совершенствование зрительно-моторной координации в системе «глаз – рука», развитие навыков точного копирования образца.
3. Развитие умения действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умения самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.
4. Формирование у детей интереса к подобным упражнениям, превращение их в занимательную игру.
Для работы с детьми нами используются следующие техники и приё мы работы:
1. Игры с пальчиками.
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.
3. Пальчиковые игры со стихотворными сопровождениями.
4. Физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
5. Пальчиковый театр.
6. Ручной труд (шитьё, вышивание, плетение, оригами, лепка, нанизывание бус из бумаги, рябины, бисера и т. д.).
7. Специальные упражнения по подготовке руки к письму.
8. Движения с мелкими предметами.
9. Изобразительная деятельность (аппликация, рисование, лепка)
Очень полезны для тренировки мелкой моторики рук различные игры и игровые упражнения. Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, вышивание, застёгивание мелких пуговиц. Вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев. Смысл пальчиковых игр заключается в том, что ребёнку предлагают с помощью разнообразных комбинаций пальцев рук изображать животных, людей и предметы. Задачей пальчиковой гимнастики является укрепление мышц кисти, развитие координации движений пальцев рук, формирование способности управлять движением кисти по показу, представлению, словесной команде.
В группе детского сада имеются наборы счётных палочек на каждого ребёнка. Дети складывают из них разные фигурки, сопровождая действия проговариванием стихотворного текста. Таким образом у ребенка возникает не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Оптимальный вариант развития мелкой моторики – использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением.
Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением (особенно для логопатов) обладают рядом преимуществ: речь ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Большое значение в развитии мелкой моторики и зрительно-двигательной координации придаем формированию умения уверенно пользоваться ножницами. С этой целью постоянно упражняем детей в симметричном вырезании, аппликации, а также вырезании ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок – полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.
На занятиях по рисованию предлагаем детям рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделяем выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале учим детей выполнять крупные изображения, постепенно от занятия к занятию уменьшаем их размер.
Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования детям предлагаются книжки для раскрашивания. С учетом возрастных и типологических особенностей воспитанников длительность таких упражнений не превышает 5-7 минут.
Непосредственная работа по подготовке руки к письму начинается в старшей группе. Все работы проводятся нами в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.
Таким образом разные виды деятельности определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. Забота о здоровье ребёнка, как воспитателем, так и родителями имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений рук.