Галина Журавлева
Развитие мелкой моторики дошкольников
Моторика – сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую моторику (движение рук и пальцев) и крупную моторику (перемещение тела, ходьба). Мелкая моторика – это координированные, тонкие движения пальцев, способность обращаться с небольшими предметами и совершать более точные действия. Соответственно понятно, что заниматься развитием моторики необходимо практически с момента рождения ребенка. Особое внимание этому следует уделять в дошкольном возрасте, потому что моторика, особенно мелкая моторика, очень важны при освоении окружающего мира детьми. Немаловажную роль она играет при развитии самостоятельности ребенка практически при любом виде деятельности. Практика показывает, что для этого стоит использовать наглядный материал, рисование, лепку, аппликацию и многое другое. Например, в качестве наглядности можно использовать фотографии находящегося рядом окружающего пространства, а именно: дом, беседка, оборудование на участке для прогулок. Предложить детям сначала определить, что изображено на данной фотографии (кстати, параллельно развиваем у детей наблюдательность). Далее предлагаем детям попробовать нарисовать то, что изображено на фотографии. Перед детьми листы бумаги, карандаши, фломастеры. Можно попросить ребят вылепить это, используя пластилин. С более старшими по возрасту и подготовленными ребятами сконструировать или выполнить аппликацию. Необходимо отметить, что при рисовании, занятии лепкой, конструированием и аппликацией, что по силам даже детям младшей и средней группы ДОУ, попутно развиваются внимание, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение. Та же практика показывает, что организация преемственно направленной образовательной среды ДОУ позволяет добиваться запланированных результатов, а реализация принципа наглядности – способствует в этом.