Татьяна Патрушева
Развитие математических способностей у дошкольников посредством развивающих игр
Как правильно начать диалог с ребёнком для того, чтобы он начал заниматься математикой? Ответ простой, весь материал нужно подавать в форме игры.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она пронизывает их всю жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка. Дети творцы настоящего и будущего. Они создают игру силой воображения, игровых действий и роли, способностью перевоплощаться в образ.
Публикация «Развитие математических способностей у дошкольников посредством развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя развивающие игры, занимательные упражнения, задачи. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой деятельности. Знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те,которые представлены сухими упражнениями. С помощью математических игр и упражнений уточняются и закрепляются представления детей о числах, отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, пробуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
На сегодняшний день существуют очень много развивающих игр. Я представляю вашему вниманию некоторые из них:
Блоки Дьенеша.
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение).
Игра с родителями: «Скажи сколько?», «Садовники».
Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия как “больше меньше”, “на сколько больше – меньше”, “длиннее – короче”. С помощью палочек можно строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры, “плести разноцветные коврики” знакомясь с составом числа из двух меньших чисел. Игра с родителями «Выложи рисунок».
Кубики Никитина «Сложи Узор».
Сначала дети учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют. И, наконец, третье – придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию, необходимая для конструкторской работы.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Игры Воскобовича.
Помогают развивать у детей память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности; учиться считать, отсчитывать нужное количество, знакомиться с пространственными отношениями и величиной; соотносить целое и части.
Компьютерные игры.
Не смотря на все обвинения в адрес компьютерных игр, использование компьютера в качестве помощника в обучении дошкольника не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне.
Все эти игры, рекомендую использовать в работе по развитию математических способностей у дошкольников. Они настолько просты, что у вас есть возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного материала. Это будет не только математическая тренировка, но и прекрасно проведённое время вместе со своим ребёнком. Однако, важно не переусердствовать. Не превращать эти занятия в строгую обязательную работу. Самое главное привить ребёнку интерес к познанию. Всё должно проходить в увлекательной и игровой форме и не занимать много времени.
Список литературы:
1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М., 2002.
2. Аникеева Н. Б. Воспитание игрой. – М., 1987.
3. Бочек Е. А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
4. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 1997.
5. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. – М., 2000
6. Новосёлова С. Л. Игра дошкольника. – М., 1999. 10. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М., 1996.