Лучший педагог года

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Галина Видякова
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

По мнению А. В. Белошистой, под развитием математических способностей понимается целенаправленное, дидактически и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического стиля мышления ребёнка и его способностей к математическому познанию действительности. Здесь стоит отметить такие специфические особенности мыслительного процесса математически способного ребёнка, как гибкость мышления (не- шаблонность, неординарность, умение варьировать способы решения познавательной проблемы, лёгкость перехода от одного пути решения к другому, умение выходить за пределы привычного способа деятельности и умение находить новые способы решения проблемы при изменённых условиях. Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления нужно заниматься. При организации специальной работы над развитием математических способностей, даже при скромных задатках ребёнка в данной области, наблюдается значительное повышение результативности.

Публикация «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Для развития важнейших характеристик математического мышления мы определили для себя такую систему работы, которая даёт возможность постоянного экспериментирования с моделями понятий. В своей работе ставим ряд задач:

- развивать творческое, креативное мышление;

- развивать логическое мышление;

- развивать умение находить неординарные решения;

- способствовать развитию умения моделировать;

- развивать конструктивные навыки, воображение;

- формировать способность к последовательному, логическому рассуждению, связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;

- формировать гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой;

- подготовить предпосылки для мышления, свободного от влияния шаблонов и трафаретов;

- развивать способность к пространственным представлениям.

Формировать математическое мышление нам помогает решение логических задач, которые развивают способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать содержание задания и находить верные решения. Также формировать математические способности помогают упражнения на развитие системности мышления. Целями данных упражнений являются: формирование умения составлять иерархию частей от сложного к простому, при этом необходимо, чтобы каждая последующая часть являлась частью предыдущей; формирование умения делать логические выводы; формирование умения находить целое по его части; формирование умения уменьшать и увеличивать размеры до предела. Ребенок должен понять, что мир бесконечен и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения, и «вверх и вниз». Кроме того, мы обучаем детей решению задач с помощью метода моделирования, имеющего цель - обеспечить дошкольнику усвоение структуры задачи, связей и отношений между числовыми данными. Созданная в ходе решения задачи модель помогает ребёнку абстрагироваться от конкретных признаков предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

Дети с огромным желанием не только составляют схемы к задачам, но и придумывают задачи по схемам. В усложнённом варианте дети самостоятельно придумывают и задачу, и схему к ней.

При работе с геометрическими понятиями проводим упражнения и задания, направленные на развитие вариативности мышления, побуждающие к пересмотру различных вариантов действий, приводящих к заданному результату. Предлагаем также упражнения на преобразование фигур по заданному условию, конструктивную игру, игры на выделение геометрических элементов и фигур из общего фона; творческие игры на преобразование, игры, направленные на поиск связи геометрических фигур с жизнью. Для закрепления цифр и чисел в непосредственной образовательной деятельности используем игры на поиск информации. Проводим анализ цифры, сравниваем цифры между собой, проводим классификацию цифр. Используем в своей работе метод моделирования. Придумываем цифре образ, дорисовываем цифру до нужного предмета. Используем игру «Да - нет», направленную на сужение поля поиска на основе отсечения половины.

Данная методическая система работы по развитию математических способностей ставит на первое место не столько результат, которого должен добиться ребёнок, сколько процесс работы ребёнка, умение думать и рассуждать. Выстраивание такой методической системы, в которой заложены главнейшие характеристики математического мышления, позволяет нам успешно развивать математические способности детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» В современной жизни проблема обучения математике приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Примерное родительское собрание «Развитие математических способностей в семье у детей 6–7 лет» Время проведения: октябрь Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели собрания: -организация совместной работы детского.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2021 в 07:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Видякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД