Полина Саблина
Семинар-практикум по речевому развитию «Методы и приемы наполнения словаря детей дошкольного возраста»
Сценарий семинара – практикума «Методы и приемы наполнения словаря детей дошкольного возраста»
Подготовила: Саблина П. Н.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по наполнению словаря посредством организации игр с детьми дошкольного возраста.
Содержательный раздел Федеральной программы в области «Речевого развития»
Основными задачами подразделов являются:
• Формирование словаря.
Публикация «Семинар-практикум по речевому развитию „Методы и приемы наполнения словаря детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
• Звуковая культура речи.
• Грамматический строй речи.
• Связная речь.
• Интерес к художественной литературе.
Актуальность:
в настоящее время довольно много встречается дошкольников с :
• Ограниченностью словарного запаса.
• Расхождением объема активного и пассивного словаря.
• Неточным употреблении слов.
• Трудностью в актуализации словаря.
Поэтому, наполнение словаря дошкольников является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день.
Цель воспитателя ДОУ – формирование у детей умения отбирать для высказывания те слова, которые будут наиболее точно отражать его замысел.
Задачи:
1. Обогащать словарь новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов.
2. Углублять понимание уже известных слов, наполнить их конкретным содержанием на основе точного соотнесения с объектами реального мира.
3. Активизировать перевод слов из пассивного словаря в активный, включение слов в предложения, словосочетания.
4. Устранять нелитературные слова из речи детей (перевод их в пассивный словарь).
Словарная работа с дошкольниками – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет более или менее часто.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.
Пассивный словарь значительно больше активного.
Словарь дошкольника 6-7 лет :
• дошкольнику общаться со сверстниками и взрослыми;
• успешно обучаться в школе;
• понимать литературу, телевизионные и радиопередачи;
• понимать поставленные задачи, сложные речевые инструкции.
За счет чего можно расширять словарный запас дошкольников?
Названий предметов, качеств, действий;
• употребления наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении признаков и качеств предметов;
• формирования умения подбирать слова с противоположным значением (сильный-слабый, быстрый – медленный);
• формирования умения подбирать слова со сходным значением (веселый - радостный, прыгать - скакать);
• использование слов, обозначающих материал (дерево, стекло);
• осмысливания образных выражений в загадках.
Методы и формы работы по наполнению словаря – наглядные, словестные, практические.
Направление словарной работы в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной:
• Обогащение словаря новыми словами.
• Закрепление и уточнение словаря.
• Активизация словаря.
• Устранение из речи детей нелитературных слов.
Обогащение словаря - введение в лексикон детей новых, ранее неизвестных слов; количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
Закрепление и уточнение словаря - углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Активизация словаря – то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения; перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря в активный, а также развитие умения самостоятельно точно и правильно употреблять новые слова в собственной речи, включение слов в предложения, словосочетания.
Устранение нелитературных слов - перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Практическая часть:
Задание – «Кто больше». Расширение словаря за счет глаголов
Задание – ищем детали.
Задание - описываем свойства предметов.
Задание – по содержанию программных задач определить возрастную группу.
Картотека игр по наполнению словаря детей дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст :
1. «Говори наоборот».
Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.
веселый — грустный
быстрый — медленный.
2. Что бывает круглым?
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.
1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)
4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)
6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)
9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец).
3. Игра «Скажи наоборот».
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
4. Игра «Подбери словечко».
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
Средний дошкольный возраст :
1. Игра «Магазин посуды»
Цель игры: расширять словарь, развивать умение подбирать обобщающее слово, развивать речевое внимание.
Давай поиграем в «магазин». Я буду покупателем, а ты - продавцом. Мне нужна посуда для супа — супница. Посуда для салата — салатница; посуда для хлеба — хлебница; посуда для молока — молочник; посуда для масла — маслёнка; посуда для конфет — конфетница; посуда для сухарей — сухарница; посуда для соли — солонка; посуда для сахара — сахарница.
2. Игра «Из чего сделано?».
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
ваза из хрусталя – хрустальная ваза;
мост из камня – каменный мост;
коробка из картона – картонная коробка;
кувшин из глины – глиняный кувшин;
мяч из резины – резиновый мяч;
стол из дерева – деревянный стол;
колесо из резины – резиновое колесо
таз из меди – медный таз
медвежонок из плюша – плюшевый медвежонок;
рукавички из шерсти – шерстяные рукавички;
стакан из стекла – стеклянный стакан и т. д.
3. «Лови да бросай - цвета называй».
Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Взрослый: красный –
Ребё нок: мак, огонь, флаг
оранжевый - апельсин, морковь, заря;
желтый - цыпленок, солнце, репа;
зеленый - огурец, трава, лес;
голубой - небо, лед, незабудки;
синий - колокольчик, море, чернила;
фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
4. «Угадай предмет».
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
Отгадай предмет по названию его частей.
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Старший дошкольный возраст.
1. «Запоминай-ка».
Цель: Активизировать словарный запас по лексическим темам. Развивать навыки понятийного обобщения. Развивать слухоречевой памяти.
Ход игры:
Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
2. «Кто подберет больше слов?».
Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.
- Что можно шить?
(Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)
- Что можно связать?
(Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)
- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
3. «Подскажи словечко».
Цель: Активизация словаря. Развивать мышление, быстроту реакции.
Примеры вопросов:
Сова летает, а кролик?
Корова ест сено, а лиса?
Крот роет норки, а сорока?
Петух кукарекает, а курица?
Лягушка квакает, а лошадь?
У коровы теленок, а у овцы?
У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
4. «Подбери действия к предметам».
Цель: Активизация словаря. Закреплять согласование существительного с глаголом.
Ветер — дует, воет, свистит, ревёт;
снег — падает, сыплется, ложится, тает, скрипит, искрится;
собака — лает, рычит, догоняет, встречает, обнюхивает, кусает, прыгает, вертится, ласкается, скулит;
мышь — скребётся, шуршит, грызёт, крадётся, прячется, забирается, пищит;
слон — топает, трубит, шагает, отдыхает, торопится, брызгается, жуёт;
вьюга — метёт, свистит, злится, завывает, заносит, осыпает;
лягушка — квакает, прыгает, плавает, забирается, ловит;
огонь — горит, греет, обжигает, сжигает, сверкает, мигает;
карандаш — рисует, чертит, пишет, набрасывает, штрихует, обводит;
цветок — растёт, поднимается, расцветает, склоняется, пахнет;
яблоко — растёт, висит, наливается, поспевает, созревает, падает, катится;
медведь — ревёт, охотится, спит, ломает, ловит, пробирается, шумит;
дождь — идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, поливает, орошает
5. Игра «Третий лишний».
Цель: Активизация словаря. Закреплять умение детей выделять общий признак в словах.
Голубой, красный, спелый (спелый).
Кабачок, огурец, лимон (лимон).
Пасмурно, ненастно, ясно (ясно).
Осень, лето, суббота, зима (суббота).
Понедельник, вторник, лето, воскресенье (лето).
День, ночь, утро, весна (весна).
Ребёнок, бросая мяч обратно, называет лишнее слово.
6. «Скажи наоборот».
Цель: Расширить словарь антонимов у детей.
Темно, а наоборот — светло.
Друг… враг
День…ночь
Радость…грусть (печаль)
Потолок… пол
Жара…холод
Зло…добро
Правда…ложь
Быстро…медленно
Хорошо…плохо
Тяжело…легко
Высоко…низко
длинный – короткий,
высокий – низкий,
ясный – пасмурный,
хороший – плохой.
Покупать…продавать
Поднимать…опускать
Бросать…поднимать (поймать)
Прятать…искать
Зажигать…тушить
Одеть…раздеть
Потерять…найти
Положить…убрать.
7. «Скажи, похожее слово».
Цель: Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.
Думать … (размышлять)
открыть … (отворить)
отыскать … (найти)
зябнуть … (мерзнуть)
поразить … (удивить)
шалить … (баловаться)
забавлять … (развлекать)