Папки-передвижки

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

Людмила Дикарева
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

Дети, поступающие в 1 класс, умеют в большинстве случаев считать, читать, и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако, часть детей, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживают трудности в решении и объяснении различных математических задач, формировании определенных правил и понятий, в установлении и обосновании причинно – следственных связей.

Публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах

Изучение мыслительной деятельности выпускников (тесты, логические задания и т. д.) показало, что у многих она имеет следующие особенности:

- неспособность синтезировать информацию;

- поверхностный, непоследовательный анализ ситуаций и проблем, неумение выделить в них главное;

- трудности в формировании плана логической операции, ее хода и результата.

Основой занятий по ФЭМП в программах нового поколения является приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему так важно помочь ребенку в игровой форме освоить первое математическое понятие, которое является фундаментом математического развития в целом. Большое значение в этом играют логические блоки Дьенеша, которые широко используются во всем мире. Именно игры с ними позволяют детям дошкольного возраста овладеть элементарными математическими навыками, развить у детей мыслительные способности, логику, умение обобщать, делать простейшие выводы.

Применение логических блоков Дьенеша (в методической литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики») способствует общему интеллектуальному развитию.

Автор данного пособия Золтан Дьенеш – венгерский математик, психолог и педагог, профессор Шербрукского университета. Автор игрового подхода к развитию детей, идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.

Золтан с ранних лет очень любил математику, она казалась ему довольно интересной и легко ему давалась. В 23 года он уже стал обладателем докторской степени.

С годами он решил создать что-то свое, в чем можно проще донести математические учения до своих маленьких деток, которые ходили к нему на занятия.

Отсюда и появляются различные логические игры и упражнения, которые должны не только научить малыша, но и еще больше его заинтересовать в дальнейших занятиях. К этому он стремился больше. Он хотел, чтобы дети хотели заниматься математикой сами и играли вновь и вновь.

Дьенеш разработал методику обучения математике и показал на многочисленных примерах, что это довольно интересная и занимательная наука, и задействует в своем развитии еще много чего полезного.

Благодаря многолетней практике среди детей дошкольного возраста, Дьенеш преподносит уникальные методические пособия для обучения. Его метод имеет 6 ступеней.

На пути развития математических способностей параллельно затрагивается и раскрывается творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, а порой и родитель, играя с малышом сам того не замечая, увлекается игрой.

Здесь нет занудных тетрадей и скучных учебников, везде присутствует игра, веселые рисунки, необычные загадочные схемы и символы, которые так и хочется разгадать.

В играх с блоками дети учатся классифицированию, обобщению, абстрагированию, кодированию и декодированию информации. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, осваивать представление о числах, геометрических фигурах, пространственной ориентировке.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят : 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий, 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Интеллектуальное путешествие с блоками будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук, затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник, они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Работу по ознакомлению с логическими фигурами можно проводить в несколько этапов по мере усложнения задач. Каждый этап несет в себе определенную нагрузку и без предыдущего не перейдешь на следующий.

На первом этапе, в младшем дошкольном возрасте, блоки используют как игровой строительный материал. Взрослый дает ребенку самое простое задание и не старается помогать ребенку, малыш должен постараться сам решить задачу. Играя с ними, выполняя постройки по образцу, дети самостоятельно учатся выделять свойства блоков. В процессе действий с ними, дошкольники убеждаются, что нет совершенно одинаковых фигур.

Например, выполняя постройку машины по иллюстрации, нужно было подобрать 2 маленьких колеса. Однако оказалось, что один синий круг толстый, а другой синий круг тонкий. У некоторых малышей это задание вызвало затруднение, но нашлись и такие, которые получили толстое колесо путем соединения двух тонких. Уже на этом этапе мы с детьми учились выделять и обозначать свойства блоков, а также воссоздавать и моделировать блок не только по отдельному свойству, но и по целому объему свойств. Такие игры как «Угадай цвет», «Поможем белочке», «Найди пару», «Собери грибочки» помогали детям выделять и абстрагировать свойства предметов, находить устойчивую связь между свойством и словом, а игры «Построим мостик», «Дорожка», «Бусы» способствовали развитию зрительного анализа, учили детей сравнивать.

Большой интерес у ребят вызвала игра «Магазин игрушек» (пособие «Давайте вместе поиграем»). В качестве товара (игрушек) используются картинки из геометрических фигур и денежки – логические фигуры. На одну денежку можно купить только одну игрушку при условии, что у игрушки есть хотя бы одно свойство денежки (логической фигуры). Постепенно задание усложнялось: выбор игрушки производился сразу по двум свойствам. Игра учит рассуждать, аргументировать свой выбор.

Закрепляя поставленные задачи, на первом этапе детям предлагались игры на выделение свойств блоков : «Давайте познакомимся», «Найди блок», «Найди клад», «Угадай – ка». Называя полностью блок, дети на первых порах часто пропускали одно из его свойств. Чтобы этого не происходило, был разработан алгоритм (схема, по которому, дети по порядку сначала называют цвет, форму, размер и, наконец, толщину. Обнаружилось, что соблюдение этого правила почти исключают возможность ошибки. Постепенно нужда в опорной схеме отпала. Приобретая собственный опыт, дети, воспринимали блок объемно, во всех свойствах одновременно.

В самостоятельной игровой деятельности для закрепления пройденного материала широко использовались альбомы по возрастам : «Маленькие логики», «Лепим небылицы», «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Давайте вместе поиграем».

Альбомы для занятий разбиты по возрастам : сначала ребенок выкладывает блоки прямо в альбоме, в котором указано какого цвета и формы, затем уже, когда ребенок станет постарше, можно выкладывать на столе, опираясь на шаблон в альбоме.

Таким образом, на первом этапе тети научились называть все свойства блока, а так же обозначать свойством отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета.

После этого начинается второй этап обучения. Здесь взрослый должен попытаться в доступной для ребенка форме объяснить новые немного усложненные задания. Важно, чтобы ребенок понял, что от него требуется, в этом заключается суть обучения.

На втором этапе дети учились преобразовывать, группировать и классифицировать блоки, а также реальные предметы. С целью успешного усвоения материала были изготовлены схемы и таблицы к играм.

С помощью игр «Найди свой домик», «Выращивание дерева», «Помоги фигурам выбраться из леса» дети учились группировать предметы по одному свойству, используя при этом карточки – коды. Например, в игре «Найди свой домик» детям предлагались 3 домика, и давалось задание разделить блоки с учетом трех свойств. Путем рассуждения дети вначале делили блоки с учетом их формы. Когда ребята заселяли фигуры в домики, например в первый – круги, во второй – квадраты, в третий – квадраты. В результате оставались прямоугольники. У детей возникало желание взять еще 1 домик. Путем проб и ошибок они приходили к выводу, что расселить все блоки по форме нельзя, можно только по цвету.

Постепенно, задания усложнялись. Игры «Спрячь мышку», «Муравьи», «Кто, где живет» учитывают уже 2 свойство блока. У дошкольников формировалось представление о символическом изображении вещей, развивалось умение рассуждать, декодировать информацию.

Третий этап можно назвать сравнением. Здесь ребенок учится сравнивать, и ему предлагаются примерно одинаковые задачи, но для их решения можно и нужно использовать разные материалы.

Игра «Угощение для медвежат» заключалась в следующем: в обе лапы медвежатам нужно было дать «печенье» в правую лапу, а в «левую» - печенье отличающееся только одним свойством (формой, цветом, толщиной или размером, затем 2 свойствами (цветом и формой, цветом и размером и т. д.).

Большой интерес вызывали элементы соревнований. Например, кто быстрее угостит мышек. Задания давались в такой последовательности, чтобы обеспечить овладение ребенком умения сначала сравнивать предметы по заданным свойствам, а затем по самостоятельно выделенным.

На четвертом этапе задания усложняются, но от этого становится только интереснее, ведь этого и добивался автор. Он рекомендует на данной стадии применять таблицы, карты. Здесь знакомимся и разбираем состав числа и новые математические понятия.

Игры с обручами и шнурами вызывали у дошкольников некоторое непонимание, особенно вопросы о фигурах внутри зеленого, но не внутри красного круга; внутри красного, но вне зеленого и т. д., поэтому сначала мы с детьми анализировали ситуацию, проводили игру несколько раз, варьируя правила игры. Далее игра усложнялась. Это требовало от детей больше внимания и сосредоточенности. Эти игры учили детей выделять не только получившиеся классы, но и характеризовать их. в течение года мы неоднократно возвращались к этой игре, пока не добились стабильных положительных результатов.

Пятый этап еще интереснее. Переходим к обучению символам, как специальных математических, так и выдумываем сами.

Развитие умения выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решении практических задач и самостоятельно составлять алгоритм простейших действий можно было в играх с детьми старшей группы («Автотрасса», «Необычные фигуры», «Дорожки»)

Постепенно осуществлялся переход от сравнения двух предметов к сравнению трех, от обобщения предметов по отдельным свойствам к выделению закономерности их порядка. Игры на классификацию были сложны, но доступны и интересны детям. Особая сложность заключалась в описании полученного результата, умении делать выводы.

Игры «Где чей гараж?», «Помоги фигурам выбраться из леса», «Где живут блоки намного сложнее. Проводили их в определенной системе, развивали умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам, учили воспроизводить логические операции «не», «и», «или». С помощью этих операций у детей развивались умения строить истинные высказывания, кодировать и декодировать информацию о свойствах предметов, учились свободно рассуждать, обосновывать планомерность или ошибочность действий.

С подготовительной группе с детьми в сочетание со способностью декодировать информацию, изображенную на карточке, закреплялись навыки вычислительной деятельности. Этому способствовали игры «Логический поезд», «Мозаика цифр».

К окончанию учебного года раскрывалась возможность для детей самостоятельно придумать новую игру с блоками.

Широко стал применяться «жизненный материал» - набор предметов, отличающихся или сходных по ряду свойств (цвет, форма, размер и др.). Поиск свойства и классификация по нему в «жизненном» материале затруднены «спрятанностью» свойства в предметном содержании. Поэтому работа проводилась последовательно в следующих направлениях:

- развитие и совершенствование умения классифицировать предметы на «абстрактном» дидактическом материале. Детям предлагались игры «Заполни аквариумы», «Садовники», «Бабочки». В качестве материала использовались фигуры Дьенеша.

- совершенствование умения классифицировать предметы на «жизненном» дидактическом материале. Система проведения игр усложнялась. Классифицировали бабочек, рыбок, цветы.

- развитие умений подбирать и изготавливать дидактический материал, подлежащий классификации. Дети изготовили игры «Машинки», «Магазин одежды», «Космические ракеты» и др. При изготовлении пособий дети проявили свои творческие способности : умение рисовать, выполнять аппликацию. Использование «жизненного» материала помогло научиться детям логически мыслить. У дошкольников развилось креативное мышление, активизировались вербальные формы познания.

Достоинства и недостатки метода

Если приучить малыша к ежедневным не длительным занятиям с двух лет, то ребенок потом втянется, и будет играть дольше, это я на своем опыте убедилась. Так и случилось, сейчас ребята моей группы берут коробочки с блоками и самостоятельно занимаются. Но на самом деле, ребята играют, иногда отвлекаясь от заданий.

Явных недостатков в работе с блоками я не нашла, лишь исходя их темперамента ребенка занятия могут наскучить ему, в этом случае мы откладываем занятия, и через некоторое время снова к ним возвращаемся. Это отличный материал для индивидуальной работы!

Анализ результатов итогового мониторинга показал, что уровень освоения детьми свойств и отношений достаточно высок. Высокий уровень – 67, 5%, средний уровень – 45%.

Для свободной игровой деятельности в групповой комнате был оборудован математический уголок с дидактическими играми: «Страна блоков и палочек», «Праздник в стране блоков» (игры, интеллектуальные конкурсы, фокусы, «Спасатели приходят на помощь» (схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты, «Поиск затонувших кораблей». Такие пособия предусматривают как подгрупповую, так и индивидуальную работу с детьми. Эти игры способствуют развитию у детей внимания, памяти, умению работать в коллективе.

Большое внимание уделялось индивидуальным особенностям детей, интеллектуальному развитию. Прежде чем начать работу с ребенком, во внимание принимались особенности его интеллектуального развития. Для этого я предлагала малышу несколько упражнений. Самостоятельное и успешное выполнение заданий определяло ту «ступеньку», с которой нужно начинать движение вперед. Таким образом, получались объективные данные об уровнях мыслительных умений детей. Это дало возможность планировать занятие с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справлялся с заданием определенной ступени – это говорило о том, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы. Усложнение вариантов игры происходило только тогда, когда задания не вызывали затруднений. Такой подход к организации и проведению занятий стимулировал познавательный интерес детей и удерживал его на высоком уровне.

Таким образом, анализируя результаты работы с использованием традиционной методики и инновационных приемов, рекомендованных программой «Детство», можно сделать следующие выводы: работая с блоками Дьенеша можно успешно развивать операцию классификации у дошкольников, что положительно отражается на предлогической подготовке детей и способствует их познавательному развитию.

Список используемой литературы.

1. Михайлова З. А. «Математика до школы» - С-П. ,1998

2. Михайлова З. А «Методические советы к программе «Детство» -С-П. ,2001

3. Михайлова З. А «Математика от 3 до 7»- Акцент - С-П. ,1997

4. Носова Е. А. «Логика и математика для дошкольников» - С-П. ,1997

5. «Обруч» ежемесячное периодическое издание «Игры и упражнения с логическими блоками»

- № 2, 2001

6. Смолянцева А. А. «Математика до школы»- Куидент, С – П., 1998

Публикации по теме:

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с цветом блоков Дьенеша» Цель: продолжать знакомить с названиями цветов, учить соотносить предметы по цвету, выделять и выбирать предметы с заданными свойствами.

Конспект НОД по сенсорике для детей раннего возраста «Знакомство с величиной блоков Дьенеша» Цель: продолжать учить детей простейшим способам действий с блоками, знакомить с величиной блоков, учить соотносить предметы по величине.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 13:03
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Дикарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД