Елена Михайловна Свойкина
Развитие математических способностей у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила воспитатель: высшей кв. категории Свойкина Елена Михайловна.
МДОАУ детский сад №157
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, мыслящей и самостоятельной личности, готовой творчески и конструктивно решать возникающие перед обществом задачи. Главная цель математического развития в раннем дошкольном возрасте- сделать математику любимой, понятной для детей, и в этом, лучше всего помогут игры, которые позволят заинтересовать любого, даже самого неусидчивого ребёнка. Младший дошкольный возраст - это возраст исследований. Малыш уже многое умеет, знает и конечно стремиться узнать ещё больше.
Публикация «Развитие математических способностей у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Известно, что неоценимую помощь в развитии ребёнка играют родители. Так, в частности и в овладении ребёнком-дошкольником элементарных математических представлений родители - это главные помощники. Поэтому большое внимание уделялось именно работе с родителями.
В начале учебного года для родителей было показано открытое занятие по математике по теме «Один много», основанное на игровой деятельности. А также познакомила с дидактическими играми, упражнениями, которые строятся, в основном на действиях детей с разнообразными предметами. После этого был организован конкурс «Дидактические игры по математике своими руками». К сожелению не многие родители приняли в нём участие. В течении всего года проводилась просветительская работа: вручались памятки, беклеты «Развивающие игры для детей 3-4 лет», «Математические игры для детей 3-4 лет». Консультации на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений», «Математика для малышей дома». А также провели родительское собрание на тему: «Развивающие игры, как средство формирования математических представлений у малышей дошкольников». На собрании были представлены пособия и игры по математике, родители поделились своим опытом по развитию математических представлений детей в домашних условиях и рассказали о достижениях своих детей в данном направлении. В конце года было показано итоговое открытое занятие для родителей по математике на тему : «Познакомим зайку с математикой», на котором дети продемонстрировали свои успехи и достижения в познавательном развитии.
В данном направлении при активном участии родителей были разработаны игры и пособия, вот некоторые из них. Дидактическая игра «Домики с разными окошками» помогает закреплять представление детей о геометрических фигурах, порядковый счёт от 1 до 4 и названия основных цветов, а также развивает мышление и внимание. Дидактическое пособие «Волшебная коробка» направлено на развитие восприятия цвета, которое изготовлено из картонной коробки стаканчиков из-под йогурта. Детям предлагается разложить стаканчики в соответствии с цветом «зоны», а когда ребёнок берёт стаканчик определённого цвета, должен его назвать, а затем поставить в нужную «зону» и обосновать свой выбор. Одним из уникальных пособий стал «Математический планшет», который представляет собой доску с вбитыми в него разноцветными безопасными гвоздиками. Для игры необходим набор резинок, вариантов игр может быть безгранично, исходя из воображения и фантазии детей и педагогов. Ещё одной интересной и необычной игрой стала «Математическая клавиатура», которая помогает закреплять с детьми знания о геометрических фигурах и цветах, а также развивает мелкую моторику, мышление и быстрота реакции. Для изготовления пособия необходима старая клавиатура и самоклеющаяся бумага разных цветов. Вариантов игры может быть такое много, например: «Найди заданную фигуру», «Кто больше найдёт квадратов (кругов, треугольников, прямоугольников)», «Кто быстрее найдёт фигуру определённого цвета». Для изготовления следующей игры «Геометрическая мозаика» будут нужны фланелеграф и обычные разноцветные губки для мытья посуды. Цель данного пособия: закрепить знания геометрических фигур и цветов, развитие мелкой моторики, внимательности, пространственного воображения, логического мышления. Из губок вырезаются геометрические фигуры и даются разные задания: «Сделай по образцу», «Построй машину (дом, солнышко и т. д.)», «Чего не стало?», «Нарисуй картинку» и т. д. Это очень увлекательные задания для детей.
Многофункциональным и интерактивным пособием стал лэпбук «Весёлая математика», которая включает в себя множество интересных заданий по математике. Очень интересным открытием стало проведение математической викторины с детьми «Мы знаем математику» с целью закрепления математических знаний детей через игру.
Также для закрепления математических представлений в режимных моментах была создана картотека стихотворений, физминуток, загадок и считалок математического содержания и разучивания их с детьми.
Объединение игр и упражнений заинтересованность родителей в образовательной деятельности, направленных на развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста дала возможность решить следующие задачи:
1. Обучение ребёнка доступным ему видом моделирования и формирования на этой основе математических представлений («число», «величина», «геометрическая фигура»).
2. Формирование общих приёмов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение, анализ, синтез, конкретизация).
3. Формирование развития пространственного мышления.
4. Формирования конструктивных умений.
5. Формирование простейших графических умений и навыков.
6. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
7. Формирование произвольного поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
8. Формирование общих учебных навыков и умений.
Обучение детей дошкольного возраста математике немыслима без использования занимательных игр и пособий. С детьми нужно «играть» в математику, ведь именно дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.