Казанцева Анжела
Развитие математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелёгок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, свою работу я строю по принципу, что основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации детской деятельности – игра. Ещё Л. С. Выготский в своей книге «Учение о возрасте» писал: «…развитие есть только там, где проблема…»
Публикация «Развитие математических представлений у старших дошкольников в разных видах деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Исходя из этого утверждения, я поставила перед собой следующие задачи: 1. способствовать проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира;
2. обогащать знания ребенка, выявляя его индивидуальные возможности и уровень развития, через практические виды деятельности, доступные ребё нку: сравнение, преобразование, воссоздание, счёт, измерение, вычисления, комбинирование, моделирование и др.
В результате освоения практических действий дать детям возможность познавать свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических форм.
Одним из важных и первостепенных условий является создание предметно-развивающей среды, т. е условий для познавательной деятельности. Поэтому в группе создан центр математики и манипулятивных игр, которые доступны для детей в любое время, а также центр конструирования. В центре конструирования находятся: разнообразные виды конструктора. Крупный и мелкий строительный материал : бруски, призмы, цилиндры, кубы - разных цветов. Игрушки большие и маленькие, высокие и низкие.
Центр математики содержит : настольно-печатные игры по усвоению форм, овладению счетом, различению и использованию схем, условных знаков. Несколько видов мозаики, мелкой и крупной. Дидактические и развивающие игры, игры головоломки, счетный материал. Наборы и трафареты геометрических фигур, карточки с цифрами и многое другое.
На информационном стенде размещены части суток, времена года, дни недели, линейный календарь.
Во время утреннего сбора мы с ребятами работаем по линейному календарю. Технология «линейный календарь» пришлась ребятам по душе. С его появлением детям стали понятны многие вещи, такие как ход времени, времена года и их смена, цикличность года; то, что у каждого времени года по три месяца; понятия «вчера», «сегодня», «завтра», рабочие и выходные дни, а также праздничные; когда у кого день рождение, праздники и другие события, а еще можно посчитать сколько дней осталось ждать. На утреннем сборе мы считаем девочек, мальчиков, сколько всего присутствует детей, сравниваем, сколько девочек, сколько мальчиков, сколько было вчера, сколько сегодня. Что можно сказать про мальчиков, про девочек? Таким образом, мы решаем задачи по формированию математических представлений без специально организованных занятий по математике, у детей формируются навыки счета, дети могут соотносить число с цифрой, учатся находить и называть соседей числа, знакомятся с составом чисел и др.
Технология «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка провести диагностику усвоения им того или иного материала, помогает закреплению детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром, и т. д. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Ребята также учатся «читать» различные символы — от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов. Метод загадок применяют для закрепления различного содержания, например: при формировании математических представлений и логического мышления: формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел); формировании навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования); нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе).
Графическая практика имеет своей основной педагогической задачей подготовку руки к письму. Данная активность предоставляет возможность практиковаться в развитии мелкой моторики (начинать и прекращать движения, проводить линии ближе друг к другу или дальше и т. д.); осваивать ряд пространственных представлений и овладевать способами символической репрезентации реальных объектов (моделирование).
В систему занятий я включаю игровые задания и упражнения, занимательный материал, наглядно-практические методы и приёмы работы по формированию элементарных математических представлений, которые помогают детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различным видами деятельности. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Работая с детьми, я каждый раз нахожу новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения. Счетные палочки - с их помощью я знакомлю ребенка с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям, учатся строить фигуры по схеме. Предлагаю детям поиграть в игры-головоломки. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. «Танграм» - дети выкладывают силуэты животных, человека, предметы домашнего обихода. Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование. Конструирование интенсивно развивается в дошкольном возрасте благодаря потребности ребенка в этом виде деятельности. В процессе конструирования важнейшими являются способность к точному восприятию таких внешних свойств вещей, как форма, размерные и пространственные отношения; способность мышления к обобщению, соотнесению предметов к определенным категориям на основе выделения в них существенных свойств и установления связей и зависимостей между ними. Это наиболее соответствует процессу математического развития дошкольников.
Математика в кулинарии. В центре кулинарии, при изготовлении блюд, ребята познакомились с мерным стаканчиком, весами. Ну и соответственно что такое вес и объем. Знакомились с рецептами и говорили о том, что по рецепту можно продукты взвешивать, а можно считать ложками или стаканами. Обращали внимание на то, что есть сыпучие продукты, есть жидкие, твердые и измеряются эти продукты по-разному. Математика, спрятанная в кулинарию, обеспечивает развитие ребенка более эффективно, чем скучное решение арифметических заданий и примеров.
Формировать, развивать и закреплять математические представления детей можно не только на непосредственно образовательной деятельности (НОД) по математике, но и на прогулке, что способствует более успешному усвоению и запоминанию материала. Дидактические задания, предлагаемые детям воспитателем, являются одним из структурных компонентов прогулки выступающим как стимулятор детской активизации. Разнообразие дидактических заданий зависит от применения различных знаний. На прогулке можно использовать и подвижные игры, закрепляющие математические представления, такие как: «На одной ножке по дорожке», «Два мороза», «Третий лишний»; «Городки», «День ночь» и другие. Данные игры направлены на развитие у детей ориентировки в пространстве. Дошкольники учатся отличать и называть правую и левую руки, понимать пространственные направления «от себя» (впереди, сзади, слева, налево, справа, направо) и т. д. На прогулке детям можно давать задания на сравнение: по форме, величине, размеру, что в свою очередь способствует интеллектуальному развитию и усвоению детьми математических терминов.
Таким образом, интеграция образовательной деятельности в различные режимные моменты позволяет развивать детей не только на НОД, но и в других режимных моментах.