Папки-передвижки

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений

Анна Ортина
Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкальные игры и упражнения.

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Как же настроить хрупкий, тонкий музыкальный инструмент – детский голос? Как увлечь, заинтересовать детей пением? Ведь пение способствует развитию их певческой культуры, общему и музыкальному развитию. Как сделать так, чтобы встреча с любимой песней стала праздником? Ведь песня учит нас быть добрыми и внимательными, чуткими и заботливыми. Она печалиться вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселимся. А это значит – песня воспитывает наш духовный мир и формирует личность.

Публикация «Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений» размещена в разделах

Однако пение – это не только развивающий, но и физиологический процесс. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокальные занятия являются профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал – уникальное средство самомассажа внутренних органов.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. При обучении пению всегда иду от простого к более сложному, словно постепенно, вместе с воспитанниками, поднимаюсь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.

Ребенок-дошкольник – это “пластичный” кусочек, из которого вырастет самобытная, талантливая личность. И пусть в будущем ни один из моих воспитанников не будет петь, как Карузо, главное, чтобы песня стала для него верным другом на всю жизнь.

Моя задача – ненавязчиво, игровыми методами научить детей владеть своим природным даром, привить любовь к певческой деятельности.

Для этого в своей работе использую следующие виды деятельности:

Двигательные упражнения, которые способствуют формированию правильной осанки и снятию мышечной зажатости перед пением. А формирование певческих навыков дошкольников начинается с выработки правильной певческой постановки.

Для этого мы с детьми “отправляемся на рынок”, выбираем самый красивый арбуз (или другой фрукт либо овощ) и с усилием поднимаем. Но, не рассчитав свои силы, резко бросаем овощ вниз и расслабляемся.

А можем устроить “примерку пиджачка”, описывая полукруговые движения плечами вперед (надели пиджачок) и назад (пиджачок сняли).

Также детям нравится упражнение “Пружинки” : по моей команде “вверх” - поднимаются на носочки, “вниз” - опускаются (благодаря этому упражнению отрабатывается певческая постановка корпуса с опорой на ноги).

Не менее увлекательное упражнение “Березка”. Медленно и плавно дети поднимают руки вверх, как будто березка тянет свои веточки к солнышку, “шелестят листочками” (пальчиками рук, затем бросают руки вниз и расслабляются.

Выработке певческой постановки также способствует песня Л. Абелян “Петь приятно и удобно”, которую дети любят и с удовольствием исполняют.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В. В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, “путешествуя” вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения :

“Язычок проснулся” (толкать язычком в правую и левую щеку);

“Язычок, покажись!” (покусать кончик языка);

“Зубов не страшись!” (высовывать язык вперед и убирать назад);

“Зубы кусаются” (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

“Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются” (вывернуть нижнюю губу);

“Вкусный язычок” (пожевать язык боковыми губами);

“Чистые зубки” (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

“Улыбка” (улыбнуться).

Когда упражнения хорошо усвоены детьми, перехожу к стихотворной форме артикуляционной гимнастики. Дети с огромным удовольствием выполняют “Зарядку язычка” под мой стихотворный текст.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания “в живот”. Контроль производим, положивна него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в “ветер” и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем “Свечи на торте”. Могу “раздать” всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого использую в работе различные образы, например:

• играет ветер с листвой;

• звучат пчела, жук, комар;

• спустился воздух из колеса машины;

• сердится кошка (выдыхание на согласных звуках “ш”, “ж”, “з”, “с”, “ф”).

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках, снежинки (из салфеток, которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) “танцуют” вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха (повторяют строчку на одном дыхании, когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например,

Слушай…

Слушай шорох…

Слушай шорох чащи… и т. д.

Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, “Егорки”, которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,

Жили тридцать три Егорки,

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок.

Обязательно провожу с детьми предварительную беседу, объясняя, что нельзя продолжать “считать Егорок” с усилием, когда объем воздуха иссяк.

Развивающие игры с голосом, применяемые мною в работе, дают возможность:

• почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;

• снять усталость и утомление;

развивать интонационный и фонематический слух;

• формировать правильное звукообразование.

Игры с голосом - это подражание звукам окружающего мира:

• человеческому голосу (крик, смех, плач,

• голосам животных (мяукать, куковать и т. д. ,

• “голосам” неживой природы (капать, тикать и т. д.)

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, “Здравствуйте!”, названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т. д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную (мама – мамочка, Маша - Машенька, кукла – куколка, книга – книжечка и т. п.).

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

изменяем регистр голоса: высоко, низко;

изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Впоследствии речевые игры продолжаю, добавив вариант игры “Эхо”, но уже с пением. Очень полюбилась детям игра “Слова на ладошках”, Е. Попляновой, в которой я использую различные виды заданий, начиная от простых к более сложным.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу “Эхо”, в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют “На птичьем дворе”, “Вот такая чепуха” И. Рыбкиной, “Шла веселая собака” Е. Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеваниям. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.

Перед началом пения я тихо напеваю, как бы настраивая детей : “Песенку начнем петь” (на одном звуке) либо использую более торжественный организационный момент (для детей старшего возраста) : “Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!

К нам идет, к нам идет музыка!”.

Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать (“Баю-баю”, “Лю-лю-лю” и т. п.). Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, “Пожарные” (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз. Побежали вверх, побежали вниз). В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: “Мыши шуршат в шалаше” или “Барашеньки-крутороженьки”, а также попевки с интонированием разнообразных слогов: “Да-дэ-ди-до-ду”.

Применяю попевки на одном звуке, на двух соседних звуках, с пропеванием звуков терции, кварты, квинты и т. д. Хочу отметить, что при выборе попевок учитываю изучаемый в данный момент песенный репертуар и планирую упражнения, способствующие преодолению “трудных” мест в песне.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказывают музыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры “Теремок”, “Домик-крошечка”, “Чудо-лесенка”, “Музыкальная поляна”, “Чудо-дерево”, “Солнышко”.

Часто использую в работе наглядное пособие “Музыкальная кисточка”. Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видов звуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками.

Публикации по теме:

Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста «Формирование вокально-певческих навыков у детей дошкольного возраста» Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 30» г. Сыктывкар.

Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе.

Фольклор как средство развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы обусловлена преобразованиями в обществе, обновлением мировоззренческих позиций в области историографии, изменением.

Музыкальная НОД по формированию певческих навыков с воспитанниками старшей группы «Музыкальные часы леса» Цель:Формировать правильную и ясную певческую дикцию. Задачи: 1. Учить детей выразительному исполнению песен; 2. Учить овладевать необходимыми.

Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение,.

Проект по развитию вокальных певческих навыков детей старшего дошкольного возраста «От попевки до оперы» Цель:развитие музыкальных творческих способностей через приобщение детей к оперному искусству. Задачи: -вызывать интерес к музыкальному.

Развитие любознательности, познавательной мотивации у детей дошкольного возраста через дидактические игры «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» М. А. Сухомлинский Внимание всего общества приковали к себе экологические проблемы. Пластмассовые.

Развитие певческих навыков у детей через креативность Развитие певческих навыков у детей через креативность Сообщение в рамках творческой группы музыкальных руководителей детских садов г. Заводоуковска.

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражением центральной.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков в театрализованной деятельности Музыкальное искусство постоянный спутник человека во всей его жизни. Из всего многообразия музыкального искусства я выделяю пение. Именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений
Опубликовано: 13 августа 2015 в 08:42
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкальных игр и упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ортина (УИ 99188) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД