Карпенко Олеся
Развитие логики и интеллекта во время образовательной деятельности «речевое развитие» у дошкольников из опыта работы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Воспитатель : Карпенко Олеся Романовна
Развитие логики и интеллекта во время образовательной деятельности «речевое развитие» у дошкольников.
(из опыта работы)
Тында, 2020
Публикация «Развитие логики и интеллекта во время образовательной деятельности „речевое развитие“ у дошкольников из опыта работы» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В современном дошкольном учреждении, несмотря на реформы и образовательные стандарты, по-прежнему остается немало важных и не до конца изученных проблем. Проблема развития интеллекта и логики стоит, если не во главе, то на достаточно значимом месте.
Дошкольник только начинает путь своего развития, он только вступает на порог своих открытий, но между тем, маленький ребенок и он уже человек. Его разум как губка, впитывает в себя информацию об окружающем мире, постепенно накапливая свой собственный опыт. В этом возрасте только начинает закладываться так называемый фундамент его знаний, умений и навыков, с помощью которых он вступит во "взрослую" школьную жизнь.
Задача воспитателя на данном самом важном этапе, с помощью своих педагогических технологий и средств, не отпугнуть его, а вести за руку, поддерживать и помогать. Стремиться к тому, чтобы ребенок получил как можно больше, развивался и стремился к саморазвитию.
Речевое развитие является одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста. Особенность современной педагогики есть стремление к интегрированию областей, так и в данном случае, помимо самого формирования речи происходит развитие интеллекта и логики.
Предметом изучения данной проблемы является речевое развитие, формы работы по речевому развитию и речевое развитие как средство формирования интеллекта и логики.
Объектом изучения проблемы в проводимой мною работе являются особенности развития интеллекта и логики в дошкольном возрасте.
Целью работы является выявить особенности развития интеллекта и логики с помощью проведения определенных форм организации занятий по развитию речи.
Таким образом, можно сказать, что проблема развития интеллекта и логики у дошкольников является важной и актуальной проблемой современной педагогики, в связи с тем, что образовательные стандарты меняются, требования к выпускнику детского сада тоже меняются, изменилось качество нашей жизни, все это, в совокупности, не могло не повлиять на интеллект и логику современного дошкольника.
Проблема развития речи рассматривалась со всех сторон многими педагогами, тогда как проблема развития интеллекта и логики посредством развития речи осталась малоизученной.
Анализ уровня развития проводился по нескольким критериям: ребенок ищет решение в проблемной ситуации самостоятельно, умеет продолжить предложение, используя сведения из начала фразы, пользуется широким словарным запасом, доказывает свою точку зрения, используя разнообразные доводы, и во время диагностики проводилось наблюдение общего уровня развития внимательности и наблюдательности. В анализе участвовали 25 детей старшей группы «Солнышко». Констатирующий этап проводился в ноябре 2019 года. И показал следующие результаты:
Критерий
Уровень развития Ищет решение в проблемной ситуации самостоятельно Умеет продолжить предложение, используя сведения из начала фразы Пользуется широким словарным запасом Доказывает свою точку зрения, используя разнообразные доводы Развитие внимательности и наблюдательности
Низкий 58% 55% 40% 68% 55%
Средний 20% 43% 35% 24% 31%
Высокий 22% 2% 25% 8% 14%
Дети с трудом находили решение проблемной ситуации, им требовалась помощь взрослого, подсказка. Не могли продолжить замысел сюжетной картинки. Затруднялись продолжить предложение, либо использовали примитивный ответ. Могли использовать повторный ответ товарища. Словарный запас большинства деток очень ограничен, скуден. Затруднялись подбирать синонимический ряд. Большинство детей не отстаивали свою точку зрения, на вопрос «Почему?» отвечали «Потому что», «Не знаю», «Так надо». Развитие внимания и наблюдательности оставалось на невысоком уровне.
Формирующий этап был направлен на повышение уровня развития логики и интеллекта на занятиях по развитию речи. Для развития речи на занятиях, экскурсиях и прогулках активно использовала различные методы, приемы, игры и упражнения. Приведу несколько примеров.
Рассказ «Песня-песенка». Направлена на развитие правильного произношения. Цель: развивать речевой слух и речевую активность, побуждать детей произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Уточнение звукопроизношения у детей. Развитие речевого слуха. Методические указания. Педагогу следует сопровождать свой рассказ показом игрушек-персонажей; звукоподражания произносить четко, того же добиваться от детей при ответах на вопросы по рассказу.
Дидактическая игра «Что происходит в природе?» на непосредственное развитие речи. Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.
Проводились дидактические игры «Закончи предложение», «Доскажи словечко». Данные игры направлены на активизацию словарного запаса, развитие логического мышления. Дидактическая игра на составление синонимического ряда: «Какая?», «Что делает?», «Как можно назвать?».
Игра "Подскажи словечко". На развитие слухового внимания. Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Упражнение "Кто как передвигается?" Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Игровое упражнение "Какие буквы спрятались?". Цель: развитие зрительного восприятия, мышления и логики. Ход: предложить ребенку угадать, какие буквы спрятались в специальных картинках. Если задания нарисовать на отдельных листах, то ребенок, поворачивая лист в разные стороны, сможет найти больше букв. Если ребенок не может узнать какую-либо букву, обведите ее тупым концом карандаша, это поможет ему выделить букву на общем фоне.
Дидактическая игра "Антонимы". Цель: расширение словарного запаса, закрепление знаний об антонимах, развитие мышления и логики. Ход игры: с помощью мяча, бросая его детям, педагог называет слово, а ребенок должен подобрать противоположное по смыслу. Варианты упражнений и игр не ограничивались предложенными.
Результаты контрольного этапа, который проводился в сентябре 2020 года, показал следующие результаты:
Критерий
Уровень развития Ищет решение в проблемной ситуации самостоятельно Умеет продолжить предложение, используя сведения из начала фразы Пользуется широким словарным запасом Доказывает свою точку зрения, используя разнообразные доводы Развитие внимательности и наблюдательности
Низкий 11% 6% 2% 15% 8%
Средний 34% 29% 14% 38% 31%
Высокий 55% 65% 84% 47% 61%
Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя формы организации по речевому развитию и ограничены видами, то методы и приемы ограничиваются лишь компетентностью педагога. Работа педагога, в свою очередь, должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку. При выполнении данных условий, дети достигают отличных результатов в области речевого развития.
Во-первых, интеллектуальное развитие ребенка - это одна из важнейших сторон психики ребенка. В основе интеллектуального развития стоит проблема формирования всех психических процессов, а это и внимание, и память, и мышление и, особенно речь.
Во-вторых, логическое мышление аналогично развивается неотрывно от речи. Как только ребенок начинает пользоваться активной речью, сразу начинает рассуждать. Логика - это способность рассуждать. Рассуждения ребенка отличаются от рассуждений взрослого, но он уже самостоятельно может вычленить главное, найти общее, определить разницу или закономерность.
В-третьих, хотя формы организации по речевому развитию и ограничены двумя видами, то методы и приемы определяет педагог самостоятельно для своей группы. Работа педагога, в свою очередь, должна строиться на основе индивидуального подхода к каждому конкретному ребенку. При выполнении данных условий, дети достигнут значительных результатов в области речевого развития.
В-четвертых, связь речи и мышления, речи и логики настолько очевидна, что повторяться об этом не имеет смысла, но можно еще раз указать на то, что с помощью речи мы можем развивать интеллект и логику, а с помощью развития логики и интеллекта развивается речь дошкольника. Различные игры, упражнения и методы формируют мышление и речь. При комплексном, постоянном, систематическом и индивидуальном подходах, достижение положительного результата не заставит себя ждать.