Даша Булыга
Развитие логического мышления у дошкольников. Полезные игры и задания
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие логического мышления у дошкольников.
Полезные игры и задания
Автор: Булыга Дарья Юрьевна
Развить у дошкольника логическое мышление — это значит вооружить необходимыми знаниями для успешного овладения школьной программой.
Публикация «Развитие логического мышления у дошкольников, Полезные игры и задания» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А также, научить принимать рациональные взвешенные решения в сложной жизненной ситуации.
Логическое мышление — процесс усвоения и преобразования новой информации.
Содержание
1. Мышление дошкольников 4-5 лет
2. Особенности мыслительных операций у детей 6-7 лет
3. Как помочь ребенку развить навык?
4. Игры и задания
5. Для 4-5 лет
6. Для 5-7 лет
Мышление дошкольников 4-5 лет
У дошкольников 4-5 лет проявляется наглядно-образное мышление. Это новый качественный уровень усвоения и воспроизведения информации, который дает больше возможностей для изучения окружающего мира.
Малыш пятилетнего возраста способен мыслить, представляя не предмет, а образ. Именно поэтому ребенок находит и узнает на картинке один и тот же предмет с разными внешними характеристиками: цвет, размер, форма.
ИНФОРМАЦИЯ! С этого момента дошкольнику пятилетнего возраста доступна новая логическая операция — сравнение. Теперь ребенок сравнивает не только похожие предметы: два медвежонка, два домика, но и разнотипные: дом высокий, цветок низкий.
Особенности мыслительных операций у детей 6-7 лет
Шестилетний возраст — это период, когда ребенок способен устанавливать простейшие причинно-следственные связи с опорой на наглядность, делать несложные умозаключения.
Однако, черты незрелости мышления еще сохраняются.
ВАЖНО! У ребенка 6-7 лет навыки анализа развиты на низком уровне, поэтому очевидная информация, вытекающая из уже известных фактов, становится для малыша недоступной. Ребенок к этому возрасту умеет обобщать, но делает это по несущественным признакам.
Фундаментом развития логики в возрасте 6-7 лет становятся новые знания, которые получают дети на занятиях в детском саду, школе, при выполнении домашних заданий, самостоятельном чтении. Расширяется круг понятий, интересов малыша — развивается логика.
Как помочь ребенку развить навык?
Для того, чтобы маленький непоседа освоил важные процессы систематизации и обобщения, анализа и синтеза, научился находить нестандартные решения из трудных ситуаций, необходимо развивать логику.
Этот процесс не происходит сам по себе, к нему следует подойти основательно.
ВАЖНО! Родителям, которые серьезно задумались о развитии логического мышления малыша, необходимо познакомиться с методикой обучения, а затем подобрать упражнения и игры по теме.
Развивать мышление лучше поэтапно : специальные занятия для малышей были бы скучны и неинтересны. Элементы развивающей игры необходимо включать в обычную беседу. Если ответы ребенка не односложные, учится высказывать свое мнение, значит, игра принята, нужно пользоваться моментом.
СПРАВКА! Педагоги рекомендуют использовать в непринужденной обстановке игры с ненавязчивым присутствием взрослого. Ребенку чаще остальных необходимо задавать вопрос ПОЧЕМУ, давать право высказаться.
Используя в играх геометрический материал и конструктор, малыш изучает форму, цвет, учится сравнивать, находить отличия (это проще, а потом и общие признаки предметов. Создавая объемные композиции из строительных модулей, учатся обобщать.
Игры и задания
Высшая стадия детского мышления формируется на основе образного восприятия.
Это сложный, длительный процесс, который нельзя пускать на самотек.
Необходимо начать работу над развитием логики уже в раннем детстве.
Для 4-5 лет
В этом возрасте малыш умеет:
- находить сходство и различия между предметами;
- конструировать по образцу;
- соединять разрезанную на части картинку (не более 5 деталей);
- удерживать учебную задачу на несколько минут;
- называть группу предметов общим словом;
- определять пару для предмета;
- находить ошибки в иллюстрациях, объяснять;
- подбирать несложные слова — антонимы.
Игры для этого возраста используются следующие:
Дидактические. Сюда относятся все настольные игры на печатной основе с заданиями : найди лишний предмет, назови одним словом, покажи 10 отличий, раскрась только животных и др.
Развивающие. Игры построены по принципу усложнения. Как только малыш справляется с начальным этапом, задания усложняются.
Речевые. Пользуясь фантазией и воображением, ребенок выполняет задания на развитие логики : продолжи рассказ, помоги героям сказки принять правильное решение, начни сказку, чтобы иллюстрация стала продолжением и др.
Графические. Пользуются особым успехом у детей, ребята выступают соавторами заданий : угадай и дорисуй предмет, пройди лабиринт вместе с известным героем, оживи картинку с помощью цветного карандаша и др.
ИНФОРМАЦИЯ! Материала для домашних занятий с малышом огромное количество. Придумывайте задания, комбинируйте, усложняйте. Умение мыслить логически ребенку пригодится уже в школе.
Для 5-7 лет
В этот возрастной период происходит осознание основных свойств особенностей объекта, умение в дальнейшем применять знания на практике.
Познание окружающего мира происходит путем словесных рассказов.
Внешняя активность ребенка все больше заменяется на деятельность внутренних мыслительных операций.
СПРАВКА! Детям в 6 лет уже не сложно делать умозаключения, находить связь между понятиями, причинами и следствием. У малышей наблюдается гибкость мышления, подвижность.
Попробуйте предложить ребенку поиграть в игру, это будет не только увлекательно, но и полезно.
Игра «Волшебники». Ребенку предлагают на основе простой фигуры (например, прямоугольник) создать более сложный (дом, аквариум, грузовая машина).
Игра «Логические концовки». Дошкольнику предлагается закончить предложения разного содержания. Например, если Маша выше Пети, то. (Петя ниже Маши).
Игра «Орнамент». Геометрические фигуры разного цвета и размера собраны в узор. Ребенку необходимо собрать такой же по образцу, придумать свой, пользуясь пространственными понятиями.
Игра «Полезно — вредно». В ходе игры рассмотреть знакомые ребенку объекты или явления и дать возможность назвать положительные стороны и отрицательные, основываясь на свой жизненный опыт.
Игра «Что я задумала?». Один из играющих загадывает предмет, второй задает вопросы, пытаясь угадать загаданное. На вопросы отвечают односложно: ДА или НЕТ.
ВАЖНО! В этот период часто используются математические и графические задания. Решение задач с подвохом, математические ребусы, задания на развитие пространственного восприятия полезны и в то же время интересны ребенку.
Развитие логики — длительный процесс, который требует систематической работы. Старайтесь непринужденно рассказывать малышу о сложных понятиях простым языком, вызывая интерес. Читайте, играйте, занимайтесь вместе. Спрашивайте, что думает он об окружающих явлениях. Малыш не должен бояться высказывать свои мысли. Вы заметите, как растет человечек, умеющий думать и рассуждать.