Получи документы

Развитие логического мышления у детей 5–7 лет посредством дидактических игр

Раиса Орешкина
Развитие логического мышления у детей 5–7 лет посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, поставлены сложные задачи по обеспечению высокого уровня мыслительной деятельности выпускников детского сада. Авторы стандарта подчеркивают, что для обеспечения полноценного развития логического мышления в дошкольном возрасте необходимо уделять должное внимание всем основным видам детской активности.

Темочки:

Необходимо учитывать, что развитие логического мышления у детей должно осуществляться своевременно и последовательно, это сложный и длительный процесс. Данная проблема вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.

Что же такое логическое мышление?

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого

в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями

с использованием законов логики.

Логическое мышление осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, и в ходе их формирования осуществляются разнообразные логические операции (абстрагирование, сравнение, обобщение, классификация).

Логическое мышление ребенка старшего дошкольного возраста предусматривает наличие таких составляющих, как: умение ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений, умение подчиняться законам логики, строить свои действия согласно этим законам, умение делать логические операции, сознательно их аргументировать, умение строить гипотезы и делать выводы из данных ссылок.

На наш взгляд, одним из эффективных средств развития логического мышления детей 5-7 лет являются дидактические игры. Дидактическая игра представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития личности ребенка.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания.

Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

- познавательное содержание в них объединяется с игровой формой;

присутствуют игровые правила и игровые действия;

определены дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра содержит : цель, средства, процесс, результат игры.

Считаем, что развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр будет осуществляться более эффективно при следующих условиях:

- организовать кружок;

- разработка содержания заданий по программе, направленных на развитие логического мышления детей;

- обеспечение развития логического мышления на максимальном для каждого ребенка уровне успешности.

Для развития логического мышления дошкольников, основываясь на изученном, проанализированном материале, мы разработали дополнительную программу кружка «Волшебный сундучок».

В работе кружка мы руководствовались следующими  принципами:

- один из главных принципов  работы: доставить детям радость, удовольствие от игр, от познания собственных возможностей, от общения;

- принцип доступности и индивидуализации, который предусматривает возрастные особенности ребенка и в связи с этим посильные для него задания, индивидуализация подразумевает индивидуальные особенности ребенка (улучшение врожденных способностей, задатков ребенка);

- принцип систематичности - один из ведущих. Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий;

- принцип от простого объяснения к более сложному от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, внося в занятия элементы занимательности и новизны;

- принцип развития. Основная задача детского сада - это развитие ребенка - дошкольника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию;

- принцип интеграции. Взаимодействие разнообразных видов детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.

Нами была организована развивающая предметно-пространственная  среда, позволяющая ребенку взаимодействовать со сверстниками или действовать самостоятельно.

В группах создали информационное поле: подбор психолого-педагогической литературы, оформление методического материала, проектирование развивающей среды, основой которой стали:

составление перспективного плана;

подбор дидактических игр по развитию логического мышления;

изготовление игровых пособий;

оформление уголка математического развития;

приобретенные шашечные доски, шашки, шахматные часы, демонстрационная доска;

использование игр в режимных моментах и в повседневной жизни;

привлечение педагогов ДОО и родителей к процессу обучения, развитию логического мышления детей;

для родителей и педагогов проведены консультации.

Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Волшебный сундучок», сделанное своими руками, для занятий кружка.

Так перевоплощаюсь в образ, разносила игры для обучения с сундучком в группы.

В работу кружка были включены разнообразные виды дидактических игр : с игрушками и предметами, настольно-печатные, словесные.

Каждая дидактическая игра состояла из нескольких элементов, а именно: дидактической задачи, игровых правил и действий.

Проведение дидактической игры включало следующие этапы:

- ознакомление детей с содержанием игры с дидактическим материалом, который будет использован в игре;

- объяснение хода и правил игры;

- показ игровых действий;

- подведение итогов игры.

Практика показала, что  дидактические игры  «Волшебного сундучка» детям очень понравилась, они старались, с удовольствием выполняли все задания.

Работая с детьми 5-7 лет, мы использовали занимательный математический материал (занимательные задачи, головоломки, логические задачи и упражнения, которые являются одним из дидактических средств. Логические задачи направлены на развитие умения мыслить последовательно, обобщать изображаемые предметы по признакам или находить их отличия. Это задачи «Найди ошибку», «Найди недостающую фигуру», «Продолжи ряд», «Найди отличия». При их решении наиболее полно проявляются приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, абстрагирование.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

Стоит отметить, что шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина и считает, и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память,  развивает логическое мышление.  

При проведении занятий мы также использовали игры-задания такие как «Кто быстрее?», «Ряд», «Белые и чёрные», «Большая и маленькая», «Запретная фигура», «Шахматный теремок» и др.

Одним из видов игр для детей стали игры – загадки. Игры c pfuflrjq привлекали детей своей таинственностью, что позволяло детям узнать, вспомнить признаки предметов и явлений, служили примером описания характерных признаков чего-либо, а это одно из главных свойств умственной деятельности. Ребенок, опираясь на существенные признаки, догадывался, о чём идет речь.

Хотелось бы также отметить, что одними усилиями воспитателя на занятиях без поддержки родителей трудно добиться желаемого результата.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы; родительские собрания и консультации «Игровое пространство для детей»; оформление стенда для кружка и уголка для детей; домашние задания.

В результате проведенной работы дети в процессе занятий дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий ориентировались на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года проводили итоговые занятия, например, турнир по шашкам, на которых рассматривались достижения каждого ребенка, вручались дипломы.

Условием нашего кружка «Волшебный сундучок» выступила организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей среднего дошкольного возраста.

Итак, занимаясь в кружке, дети научились описывать признаки предметов: узнавать предметы по заданным признакам, определять одинаковые и различные свойства предметов, сравнивать предметы между собой, научились классифицировать предметы по форме, цвету, величине, определять последовательность событий. Дети приобрели ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

Дидактические игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для ребёнка форме, придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер, что помогло в процессе игры решить даже те задачи, которые в других условиях дошкольнику кажутся невыполнимыми.  

Для педагогов ДОО по развитию логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр рекомендуем :

Следует учесть возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, степень и быстроту условия игры.

Обучение детей, например играм в шашки, шахматы следует начинать с 5 лет. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно-образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К 5 годам дети становятся более усидчивыми и способны играть по установленным правилам.

В обучении играм нужно широко использовать сказки, ребусы, загадки, шарады, занимательные задачи и викторины, которые будут интересны дошкольникам.

Педагогу необходимо проводить занятия, учитывая следующие дидактические принципы : от простого к сложному, от легкого к более трудному, от известного к неизвестному, внося в занятия элементы занимательности, новизны.

В обучении игре объяснения педагога должны быть доступными, лаконичными.

Оказывать помощь в игре детям следует тактично, но не назойливо. Нельзя хвалить одних и в тоже время ругать других за временные неудачи.

Обогащение опыта ребенка. Чем ребенок больше слышал, видел

и пережил, чем больше он усвоил и знает, чем большим числом компонентов деятельности он располагает в собственном опыте, тем существеннее и продуктивнее при иных равных условиях будет его мышление.

Список использованных источников

Белошистая А. В. Развитие логического мышления у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2013. - 296 с. : ил. (Пособие для педагогов дошкольных учреждений).

Бурлакова И. А. Развитие логического мышления у дошкольников [Электронныйрресурс] / И. А. Бурлакова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -р2008. -р№о2. -оС. 33-37. - Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-u-doshkolnikov (дата обращения 20.11.2022).

Вандаева Е. Ю. Логическое мышление как психолого-педагогическая проблема развития детей дошкольного возраста

/ Е. Ю. Вандаева, Л. Н. Томилова // Молодой ученый. - 2019. - № 41 (279).

- С. 221-224.

Григорьева И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева // Молодой ученый. – 2016. - № 12. – 28 с.

- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/116/31985 (дата обращения 14.11.2022).

Магзумова Н. К. Развитие логического мышления посредством развивающих игр [Электронный ресурс] / Н. К. Магзумова, Г. У. Сатенова // CETERIS PARIBUS. - 2016. - № 6. - 5 с. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-posredstvom-razvivayuschih-igr (дата обращения 15.11.2022).

Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний»Дидактическая игра на развитие логического мышления «Пятый лишний» Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску.

Дидактические и словесные игры для дошкольников на развитие логического мышления Дидактическая игра "Разложи картинки в нужный конверт" У каждого ребёнка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами,которые.

Развитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группыРазвитие логического мышления посредством судоку в РППС дошкольной группы Судоку представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и дошкольники.

Консультация для родителей «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей» Консультация для родителей. «Развитие логического мышления у детей».

Мастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возрастаМастер-класс изготовления игры «Бабочки летают» на развитие логического мышления для детей дошкольного возраста Материал будет интересен воспитателям и родителям детей дошкольного возраста. Для изготовления игры понадобились: - картон белый; - фломастеры;.

«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы«Путешествие по математическим островам». Развитие логического мышления детей подготовительной группы Цель работы – развивать логическое мышление у детей подготовительной группы в процессе решения занимательных задач. Задачи : Обучающие:.

Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Мышление – это важный процесс, который влияет на обучение и развитие ребенка и способствует комплексному развитию личности старшего дошкольника.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Занятие для детей младшей группы «Забывчивый художник» на развитие логического мышления Занятие для детей младшей группы "Забывчивый художник" на развитие логического мышления. Цель: Развитие логического и ассоциативного мышления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей 5–7 лет посредством дидактических игр
Опубликовано: 25 ноября 2022 в 08:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у детей 5–7 лет посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Орешкина (УИ 3119874) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД