Сардана Кычкина
Развитие лингвофилологических способностей старших дошкольников посредством изготовления дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие лингвофилологических способностей
старших дошкольников посредством изготовления
дидактических игр
Кычкина Сардана Ивановна
МАДОУ «Детский сад №18 «Прометейчик»
имени Т. С. Комаровой
ГО «город Якутск»
Республика Саха (Якутия)
Публикация «Развитие лингвофилологических способностей старших дошкольников посредством изготовления дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Грамота – это сложный для понимания дошкольников предмет, поскольку ребёнку сложно усвоить абстрактные понятия, которые не имеют аналогов в окружающей действительности. Упростить восприятие новых понятий ребёнку поможет совместная игровая деятельность, организованная в «Центре литературы и грамоты».
Игра – один из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность детей, на их эмоциональную сферу. Игра способствует возникновению интереса к предлагаемой теме, созданию у детей соответствующего эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает работоспособность, улучшает восприимчивость к новым знаниям. Только в игре всё сложное и необъяснимое становится понятным и доступным, в ходе игры дети легче выполняют различные действия, в том числе через взаимодействие со сверстниками, игра ставит их в условия поиска, пробуждаёт тягу к новым знаниям, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Особую роль в обучении и воспитании детей занимают дидактические игры. Они помогают воспитателю достичь желаемого результата в обучении детей, выступая особой формой учебной деятельности. Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы, усидчивости. С другой – решают дидактическую задачу : изучение нового материала, повторение и закрепление новой темы. У воспитателя имеются возможности организовать игры, постоянно мотивируя и заинтересовывая ребёнка. И тогда, в конечном итоге, у ребёнка появляются желание познания, интерес к процессу познания и обучения, стремление достигнуть результата.
Обучающие занятия помогают ребёнку лучше подготовиться к школе, поскольку дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Такие навыки станут основой для дальнейшего успешного обучения в школе. Подготовка к обучению грамоте начинается в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребёнка особое «чутьё» на вербальное общение. Он обладаёт особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. В более старшем возрасте это языковое чутьё несколько ослабевает, ребёнок как бы «теряет» свои лингвистические способности.
Данная тема всегда была для меня интересной, учитывая её актуальность и необходимость проведения, у меня накопился практический материал, основанный на собственном опыте, которым хочу поделиться.
Игры со словами для детей дошкольного возраста – очень увлекательное занятие. Читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое слово что-либо обозначает. Пока ребёнок учит буквы и пытается читать слоги, он часто не понимает, зачем ему это надо. А прочитав первые слова, радуется новому ощущению: «Я умею читать!» С этого момента ребёнку становится понятно, зачем нужны буквы и сколько всего интересного можно узнать с их помощью. Составление слов из букв отлично развивает мышление ребёнка, приучая его видеть в наборе символов определённые слова.
Игра «Буквоед»
Цель: закрепление навыка составления слов из отдельных разрезных букв, упражнение в чтении простых слов, развитие зрительного внимания.
Материал: Карточки с изображением птиц (животных, предметов и т. п. это по выбору темы в проекте, в каждой карточке внизу написаны слова, какая птица изображена на ней. А также маленькие карточки с буквами.
Ход игры: Детям предлагаются карточки. Ребёнок должен составить слово из предложенных букв. В эту игру может играть как один ребёнок, так и группа детей, при этом соревнуясь, кто быстрее составит слово.
Игра «Слогоед»
Цель: закрепить знания детей в составлении слов из слогов, определяя место слога. Обучать детей чтению, развитие внимания и зрительного восприятия.
Материал: Карточки с изображением птиц (животных, предметов и т. п. это по выбору темы в проекте, в каждой карточке внизу написаны слова, какая птица изображена на ней. А также маленькие карточки со слогами.
Ход игры: Детям предлагаются карточки. Ребёнок должен составить слово из предложенных слогов. Играют также, как и в игре «Буквоед».
Также в запоминании слов, использую дидактическую игру-пазл «Красивые птицы». В этой игре дети собирают пазл – рисунок птиц, при этом название птицы написано на карточке с изображением птицы, карточка является образцом для сбора пазла.
Цель: закрепить новые пройденные слова, видёть в наборе букв определенные слова и развить логическое мышление.
Материал: пазл с изображением птиц, карточки с изображением птиц в пазле, внизу написаны слова, какая птица изображена на ней. Можно использовать любое изображение, подходящее по теме, картины нужно распечатать и заламинировать, либо приклеить на картон. Затем все разрезается в любом направлении.
Ход игры: дети собирают пазл, заодно запоминая как пишутся названия
птиц.
Похожая на предыдущую, игра-пазл «Весна-красна», также из картинок вырезаются детали пазла со словами внизу. Надо вырезать в вертикальном направлении, чтобы внизу оставалась одна буква.
Цель: закрепить новые пройденные слова, видёть в наборе символов определенные слова и развить логическое мышление.
Материал: пазл с любым изображением, внизу написаны слова.
Ход игры: дети собирают пазл, заодно запоминая как пишутся слова.
Игра «Зашифруй слово» или «Шпионы», предлагаемая дидактическая игра построена на кодировании букв. Она окажет помощь в обучении детей чтению.
Цель: развитие словарного запаса, логического мышления, подготовка кобучению грамоте.
Материал: Карта с символами (кодами, чистый лист бумаги, карандаши –черный и красный. Воспитатель или дети карандашом пишут символами разные слова, остальные дети должны расшифровать эти слова. Можно писать имена детей, детям такие игры очень нравятся.