Евгения Скидина
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии
▼ Скачать +Заказ
Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии.
Введение
Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Все большее место в его жизни занимают компьютер, игровые приставки, электронные игрушки. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие личности ребенка. На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.
Публикация «Развитие личностных качеств дошкольников посредством применения квест-технологии» размещена в разделах
Я, как педагог, стараюсь идти в ногу со временем и применять в своей работе современные средства обучения и развития, новые педагогические методики и технологии, оригинальные формы проведения образовательной деятельности.
Анализируя нормативные документы и современную методическую литературу, я поставила перед собой задачу найти ту форму организации образовательной деятельности, которая бы ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствовала активизации познавательных и мыслительных процессов участников, а так же, создавала бы условия для самовоспитания и саморазвития ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования. Именно тогда меня и заинтересовала, такая технология, как «квест-игра».
Эта технология дает педагогу возможность создать условия для развития всех видов детской деятельности. Форма проведения образовательной деятельности в виде игры-квеста нестандартна, интересна и увлекательна для детей.
Общие задачи по развитию личностных качеств детей в процессе квестов :
1. Развивать познавательную активность и любознательность дошкольников.
2. Развивать творческие способности.
3. Побуждать детей к проявлению личной инициативы.
4. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение работать в коллективе.
Квест (от англ. Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда проблем, трудностей.
В квесте доминируют различные игры : дидактические игры, игры-задания, игровые ситуации, игры-викторины, игры-соревнования. Новый материал также включается при помощи дидактических игр, игровых ситуаций, игровой драматизации.
Свою практическую деятельность по реализации квест – технологии я начала с изучения потребностей воспитанников. Чтобы понять, что интересно детям и о чем они хотят узнать. Затем был составлен план мероприятий проведения образовательной деятельности в форме квест –игры.
Использование разнообразных игр позволяет поддерживать интерес и мотивацию дошкольников на протяжении всего квеста. Благодаря играм дети наиболее эффективно применяют имеющиеся знания, у них развивается уверенность и самостоятельность.
Технологической основой квеста должны быть личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Именно они стимулируют раскрепощенность, творческую самостоятельность и активность дошкольников. Тем самым способствуют ситуации успеха и эмоциональной вовлеченности, создают атмосферу доброжелательности и непринуждённой обстановки.
К тому же, в процессе квеста дети не пассивно воспринимают и запоминают информацию, а сами активно участвуют в процессе познания.
Существуют следующие виды квестов
- линейные (Основное содержание такого квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша). Пример такого квеста - Игровой квест на день защиты детей для всех возрастных групп «По страницам русских сказок»
- штурмовые (С помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи). Так благодаря подсказкам сотрудники и дети нашего детского сада отправились на поиски «Секретов здоровья» в день всемирного дня Здоровья.
- круговые (Тот же линейный квест только для нескольких команд, стартующих из разных точек). Пример такого квеста-Спортивно-оздоровительная квест -игра «Идём в поход», посвящённый международному Дню Отца среди детских садов микрорайона, «Парад войск» (квест-игра совместно с родителями на 23 февраля, «ЗНАМЯ ПОБЕДЫ» (квест-игра совместно с родителями, посвящённая 75-ю годовщине дня победы в рамках сетевого взаимодействия среди детских садов микрорайона) .
При организации и проведении игровых квестов, необходимо учитывать педагогические принципы:
Доступность заданий, т. е задание должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.
Системность. Все задания должны быть последовательными, логически взаимосвязанными.
Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи спрятаны за игровыми формами и приёмами, использование мультимедийного оборудования, декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря;
Разумность по времени. Необходимо продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес
Использование разных видов детской деятельности. Игровую, коммуникативную, изобразительную, познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкальную.
И обязательное наличие конечного результата. Найти клад или спасти доброго персонажа от злого, собрать карту, схему.
Для выявления эффективности применения квест-технологии я провела диагностику развития регулятивных действий. И сделала акцент на данном виде УУД, т. к. именно от правильной организации зависит повышение мотивации воспитанников в различных видах деятельности, а в дальнейшем успешность социализации в обществе.
При анализе диагностического материала я особо выделила критерий «умение участвовать в обсуждении». Так как этот критерий подразумевает умение ребенка слышать и слушать друг друга, разумно и доброжелательно возражать взрослым, умение отстаивать свою позицию. Для меня это было важно и с точки зрения межличностных отношений между воспитанниками, поскольку в группе есть значительное количество детей, которые занимают лидерские позиции среди детского коллектива. Поэтому взаимоотношения среди детей не всегда складываются легко и гармонично. С применением новой технологии у меня появилась еще одна возможность дать каждому ребенку почувствовать себя успешным, раскрыть его способности, таланты и в то же время это помогло сплочению детского коллектива. Ребята в моей группе стали чаще замечать достижения других воспитанников, при выборе игры могут бесконфликтно распределить роли, например, используя считалку.
Заключение
Таким образом, главное преимущество квест-технологии в том, что такая форма организации образовательной деятельности помогает педагогам строить свою работу в соответствии с принципами и задачами ФГОС ДО.
Технология способствует созданию условий развития ребенка для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Очень надеюсь, что мой опыт пригодится педагогическим коллективам для создания интересных и познавательных квестов.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации".
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки№1155 от 17.10.2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
3. Быховский, Я. С. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс] Я. С. Быховский (https://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn4.php).
4. Каравка А. А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20.
5. Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, стр. 44