Наталья Емец
Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Под развитием понимается изменение,для которого характерен переход из одного состояния в качественно другое,более совершенное. Процесс развития личности неотделим от развития психики,но он не сводиться только к совокупности развивающихся познавательных,эмоциональных и волевых компонентов,характеризующих индивидуальность человека. Развитие личности в самом общем виде рассматривается в психологии как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.
Публикация «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Весьма продуктивную концепцию развития личности предложила В. С. Мухина. Она считает,что человек как исторический субъект в онтогенетическом развитии "социально наследует"психические свойства и способности,активно "присваивает"духовную культуру,созданную человечеством,в результате чего становиться личностью. Главным в этом процессе является становление самосознания,поэтому всегда на всех этапах развития индивида должны быть задействованы феномены,которые определяют построение его структуры.
Согласно ее взглядам,самосознание человека развивается следующим образом :1-имя собственное плюс личное местоимение (за которым стоят
идентификация с телом, с физическим обликом и индивидуальная духовная сущность человека);2-притязание на признание;3-половая идентификация;4-психологическое время личности :самобытие в прошлом,настоящем,будущем; 5-социальное пространство:долг и права.
Структура самосознания личности универсальная (хотя у представителей разных народов,на каждом историческом этапе она имеет свое специфическое содержание и свои способы ее передачи новому поколению)и формируется следующим образом.
-Имя собственное в процессе индивидуального развития становится тем первым кристаллом личности,вокруг которого позднее формируется сознаваемая человеком собственная сущность.
-Притязание на признание. Начинается с раннего возраста и постепенно обретает дл человека личностный смысл,что способствует саморазвитию,утверждению индивидуальности,разносторонним достижениям.
-Половая идентификация. Каждая культура имеет свои специфические ориентации на воспитание в ребенке самосознания себя как мужчины или женщины. Свою половую принадлежность ребенок начинает усваивать с семьи. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.
-Психологическое время личности-способность к отнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем-важнейшее позитивное образование развивающейся личности,обеспечивающей ее полноценное существование. Высокоразвитая личность свое личное прошлое,настоящее и будущее включает и историческое прошлое своего народа,и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни.
-Социальное пространство личности включает в себя и обязанности-то,что ориентирует нас к жизни в обществе. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством между людьми в слове "должен".
Что же касается детей с ограниченными возможностями,то имеющиеся у них нарушения физического или умственного развития вносят в процесс становления ребенка как личности значительное своеобразие. Каждый вид аномального развития имеет свои специфические особенности,однако для всех видов отклонений доминирующим является нарушение речевого общения,способности к приему и переработке информации. По этой причине дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности при обучении,в частности при изучении родного языка,чтении,выработке различных навыков и умений,что отражается на их интеллектуальном развитии и формировании коммуникативных качеств.
У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей,так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние. Человек с отклонениями в развитии почти всегда в какой-то форме чувствует свое невыгодное положение,вытекающее из его дефекта,что усугубляет чувство его неполноценности. На качественные характеристики развития ребенка сказывается степень,время возникновения первичного дефекта и возраст,в котором он был приобретен. Общая закономерность здесь состоит в том,что чем раньше наступило повреждение,тем значительнее проявляется аномалия развития. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонение в личностном развитии и оказать ребенку необходимую помощь.
Надо также иметь в виду,что развитие ребенка с ограниченными возможностями происходит в ограниченном пространстве,вне полноценного общения со сверстниками и взрослыми,что способствует развитию вторичной аутизации и формированию эгоцентрических установок. Дети с отклонениями в развитии зачастую воспитываются в условиях гиперопеки со стороны родителей и ближайших родственников. В связи с тем,что у ребенка нарушена та или иная жизненная функция,ему приписываются феномены"плохости","слабости",не уделяется внимания развитию у него интересов,желаний,что в конечном итоге приводит к психологической инвалидности,которая в свою очередь усугубляет его физические недостатки. Вырастая,такой ребенок оказывается не способным к самостоятельной жизни,но не в связи с наличием дефекта,а из-за несвоевременного формирования необходимых личностных качеств.
Дети и подростки,имеющие жизненные ограничения,включаясь в социальную среду,сталкиваются не с идеализированной,а с реальной действительностью,в которой проявляются как закономерные явления,так и случайные,как положительные,так и отрицательные,как моральные так и аморальные,к восприятию которых они бывают не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям,воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.
Развитие личности человека-сложный,многоплановый процесс усвоения ею общественно-исторического опыта,в ходе которого происходят постоянные изменения в физической,социальной,моральной и других сферах. Несмотря на то,что динамика развития личности нормального и аномального ребенка подчинена единым общим закономерностям,каждый вид аномалии вносит свои коррективы. На развитие личности ребенка влияет характер имеющегося дефекта,степень выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций,возрастные и компенсаторные возможности ребенка,условия жизни и его воспитания и ряд других факторов.
В то же время,с точки зрения современного научного подхода,организм ребенка,его здоровье,личностные особенности-единое,целостное образование. Поэтому специалист по социальной реабилитации должен иметь четкое представление о закономерностях развития психики и личности как системы,подходить к формированию личности ребенка с ограниченными возможностями в процессе социальной реабилитации комплексно,личностно-ориентированно,представлять в своем воображении личностные качества,которыми должен обладать ребенок,став взрослым,и применять в этой связи адекватные воздействия.