Ольга Русина
Развитие личности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста – это прирожденные исследователи, это подтверждается их любознательностью, постоянным стремлением к новым экспериментам, желанием находить выход из любой проблемной ситуации. Задача педагога – создать условия для развития познавательной деятельности детей, а не пресекать ее.
Публикация «Развитие личности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС » размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность ребенка выделяется в отдельный вид его деятельности со своими целями и задачами: понимание устройства вещей, получение новых знаний о мире. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде детского экспериментирования с предметами и вербального исследования вопросов, например, «зачем?», «почему?», «как?».
Существует много путей развития потенциала личности у дошкольников, но собственная исследовательская деятельность ребенка – самый эффективный из существующих.
Рассмотрим этапы познания окружающей среды с точки зрения личностного развития ребенка более подробно.
Первый этап – это проявление любопытства. А. Н. Леонтьев отмечал, что ребенок появляется на свет с определенными задатками, с «готовностью воспринимать мир» и «приобретать человеческие способности». Таким образом, дошкольник совмещает процесс восприятия окружающего мира с организацией своих психических функций, с поиском впечатлений для своего развития.
Второй этап – это увеличение осмысленности окружающего мира. Ребенок начинает выявлять значимые для них объекты окружающего мира; несовпадение результатов такой деятельности с прежними представлениями о тех или иных явлениях дает толчок мышлению, любознательности, исследовательской деятельности.
Третий этап – наглядно-образное мышление и воображение; с их помощью дошкольники усваивают обобщенные знания о предметах и явлениях, изучают заинтересовавшие их объекты, обобщают собственный опыт, устанавливают связи и отношения различных явлений.
Четвертый этап – удовлетворение исследовательской деятельности. Используя свои способности ребенок нацеливается на результат, достижение которого приводит к чувству удовлетворения. Таким образом, у дошкольника формируется способность вероятностного прогнозирования. Именно на этом этапе, по мнению Н. С. Патина, у ребенка развивается способность к преодолению трудностей и обобщению явлений окружающей среды.
На пятом этапе доминирующим мотивом деятельности является познавательный мотив, а не практический, то есть ребенок выполняет то или иное действие, потому что ему это интересно, а не потому что ему важен результат.
Познавательная направленность дошкольника позволяет ему получать сведения об окружающей среде. Для того, что бы эти знания усвоились, необходимо создать условия для такой деятельности ребенка.
Полученные в детских играх умения и навыки исследования легко перенести на любой другой вид деятельности ребенка. Отметим, что знания, полученные ребенком самостоятельно, самые ценные прочные, а не те, которые получены путем заучивания. Для ребенка проще получать знания путем собственных исследований, экспериментов, а не получать знания в готовом виде.
Картина мира в детском сознании постоянно меняется: она становится более целостной, отражает объективные свойства предметов и вещей, взаимосвязи между различными явлениями. В результате таких изменений происходит непрерывное переосмысление, перестроение и осознание ребенком мира, в котором он живет, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность.