Наталья Журавлёва
Развитие культуры общения для младших воспитателей. Тренинг «Искусство понимать другого»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ТРЕНИНГА ДЛЯ МЛАДШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ИСКУССТВО ПОНИМАТЬ ДРУГОГО»
Цель: Развитие личностных качеств младших воспитателей, способствующих успешному профессиональному общению с коллегами, воспитанниками и их родителями.
Длительность 1 час (60 минут)
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с принципами без оценочного восприятия окружающих
Публикация «Развитие культуры общения для младших воспитателей, Тренинг „Искусство понимать другого“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
2. Учить практическому ведению конструктивного диалога.
3. Провести ревизию собственных навыков общения.
4. Тренировать навыки построения конструктивного диалога с коллегами, детьми и
их родителями.
Предварительная работа: Подготовка памятки «Для всех, кто общается с детьми».
Материалы и оборудование: Магнитная доска. Листы формата А4, фломастеры и маркеры, авторучки, карандаши.
Этапы занятия.
1. Приветствие. Мотивация к тренингу. Разогревающее упражнение «Без оценочное сочинение».
2. Мини – лекция о принципах ведения конструктивного диалога.
3. Практикум «Решение ситуативных задач».
4. Подведение итогов, рефлексия
Ход тренинга.
1. Психолог приветствует собравшихся и предлагает игру «У меня такое настроение…». Каждый участник по очереди «показывает» свое настроение через танцевальные движения. Другие стараются отгадать настроение и повторить движения: «У Тани …. настроение, и она танцует вот так!».
Обсуждение игры: что вы сейчас чувствуете, что для вас было важным и др.
Резюме психолога: за небольшой промежуток времени мы с вами стали ближе к друг другу, потому, что старались понять, что чувствует каждый из нас, с каким настроением он пришел на занятие. Кому-то захотелось сесть поближе друг к другу, кто-то понял, почему с утра некоторые были веселы или грустны, или раздражительны и др. Восприятие другого человека значительно влияет на характер общения и взаимодействия с ним. Мы сейчас воспринимали друг друга открыто, без суждений и оценки.
2. Упражнение «Без оценочное сочинение». Психолог: «У каждого человека есть в окружении люди, вызывающие сильные эмоции или, наоборот, безразличные. Предлагаю написать в течение 5 минут 5-6 предложений о человеке, вызывающим у вас сильные чувства (гнев, радость, тревогу и т. п.) Это могут быть воспитанники вашей группы, их родители, коллеги, или другие люди. При этом следует избегать каких – либо оценок и суждений о нём. Нужно просто охарактеризовать человека». Участники тренинга пишут мини-сочинения.
Обсуждение упражнения: трудно ли было выполнить задание, что удалось, что вы чувствовали во время упражнения, что было трудным и т. п.
Резюме психолога: Действительно, мы порой не задумываемся и «навешиваем» ярлыки на окружающих, создавая тем самым определенный образ. А ведь именно образы влияют на поведение людей, и прежде всего сильно влияют на дошкольников. «Ты умеешь быстро одеваться», - ребёнок еще больше будет стараться. «Ты как всегда копаешься и отстал от других», ребенок чувствует себя неудачником и преодолеть созданный образ ему довольно сложно. «Ты как всегда опоздал», - создаем образ постоянно опаздывающего человека. Вырваться из-под влияния образа довольно сложно, ведь именно он является ресурсом для формирования личностных качеств. Именно через образы мы меняем свое психическое состояние. Описание человека без оценки и ярлыков способствует нашему эмоциональному равновесию. Наши слова и действия обретают иную направленность: от критики к помощи и поиску гуманного решения в данной ситуации.
3. Мини – лекция о принципах ведения конструктивного диалога.
Общение для людей имеет существенное значение. Когда речь идет о получении желаемого результата от задачи, работы, карьеры и жизни в целом, именно отношения с людьми становятся сильнее всего. Сегодня навыки общения важны как никогда. Они – ключ к получению того, какой результат вы хотите получить, - как на работе, так и за её пределами. Невозможно достичь успеха и счастья в вакууме. Все держится на узах, которые создаешь с людьми. Первый шаг к умению влиять на других и получать желаемое – понять себя, свою цель в данный момент. Что ты хочешь получить? Чтобы ребёнок быстро оделся, аккуратно поел, убрал за собой игрушки и др. Говорите всегда о цели: ешь аккуратно, поставь игрушку на место, чем я могу тебе помочь и др. Чем лучше вы понимаете, какой образ создаете в диалоге, тем лучше вы будете понимать других и побуждать их что-то для вас делать.
Первый шаг – настойчиво говорить себе, что вы можете понять этого человека. Следующий шаг – узнать о его интересах., найти что –то общее. Например, Мама Миши часто недовольна тем, что у ребенка мокрая одежда после прогулки. Вам не стоит оправдываться, что он так гуляет, и одежда не высыхает, так как на улице сыро. А спросить, что бы вы предложили сделать для того, чтобы одежда была сухая? Одобрите ответ мамы. И добавьте свой вариант. Например, спросите о возможности приносить запасную одежду. У мамы и у вас совпадет цель и образ сухой одежды. Возникает понимание друг друга, а вместе с тем – доверие к вам. А это главный фактор успеха в диалоге.
Пониманию интересов других людей способствуют открытые вопросы:
1. Расскажите о ваших ожиданиях, которые бы вас удовлетворили.
2. Какой бы подход вы предложили для вашего ребёнка?
3. Что вас волнует больше всего?
4. Что вы хотите сейчас больше всего?
5. Ваши ожидания от моей помощи?
Будьте заинтересованы проблемами и просьбами другого человека. Слушайте его, мало говорите о себе. Слушайте внимательно, следите за следующими моментами и учитывайте их:
1. ваше выражение лица,
2. телодвижение и осанка,
3. жесты (93% коммуникации – коммуникация без слов,
4. наличие зрительного контакта,
6. расположение в пространстве во время диалога,
7. как звучит ваш голос, с какой интонацией.
Самый важный вопрос при первом знакомстве – «Как я вам могу помочь?». Вы завоевываете доверие и со временем обретаете влияние. Входите уверенно, это поможет вам влиять на смотрящих на вас людей. Помогайте людям придумывать идеи. У всех есть зеркальные нейроны. Поэтому мы можем заразиться от других людей как хорошим, так и плохим настроением. В случае конфликта – «наденьте бронежилет», «расправьте крылья за спиной», «утверждайте – мы обязательно договоримся» и др.
4. Практикум «Решение ситуативных задач». Работа в группах по 3-4 человека. Нужно разыграть ситуацию, предложить решение.
Ситуации
1. Молодая мама приходит к вам с претензией, что у ребенка постоянно мокрая уличная одежда. Вы пытаетесь найти аргументы или….
2. Мама (зрелый возраст) возмущается по поводу здоровья своего сына, 5 лет. У него часто синяки и ссадины. Вы пытаетесь объяснить ситуацию или….
3. Мальчик 5 лет во время сбора на прогулку постоянно толкает сверстников, сам одевается неохотно, медленно, порой позже всех.
4. Девочка, 4х лет, постоянно дергает вас за одежду и требует то её одеть, то собрать мозаику, то пойти с ней мыть руки и др.
Обсуждение упражнения: Кому удалось убедить партнёра по диалогу? Каким способом вы это сделали? Кому не удалось решить ситуацию. И др. вопросы по ходу ответов участников.
Резюме психолога: По каждому решению психолог дает резюме. Всегда ли удавалось создать образ желаемой цели, достичь согласия по интересам, установить доверительные отношения? Затем психолог подводит итог: Каждый участник диалога достигал цели, полагаясь на свои личные ресурсы: знания, практические навыки ведения диалога, опыт, ваше эмоциональное состояние.
5. Рефлексия. Что было полезного на тренинге? С какими знаниями, навыками, выводами, впечатлениями уходит каждый из вас? Участники высказывают свои мнения.
Завершающее упражнение,
Психолог предлагает участникам тренинга встать друг напротив друга. "Положите на левую руку те знания, которые были у вас до тренинга, на правую – те, что вы получили на тренинге. Соединим руки, поаплодируем и пожелаем друг другу успеха". Психолог раздает памятки.
Литература и источники:
Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер. 2010. – 576 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Истратова О. Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений: практикум. – Ростов н/ Д: Феникс, 2017. - 316 с.
Леванова Е. А., Соболева А. Н, Плешаков В. А., Голышев Г. С. Игра в тренинге. Личный помощник тренера. – СПб. : Питер, 2011. – 368с. : ил. (Серия «Практическая психология»).
Маршалл Марвин. Воспитание без стресса. – М. : Эксмо, 2014. – 384 с. – (Психология. Искусство быть родителем. Советуют профессионалы).
Монтгометри Х. Магия родительства. Семь простых способов к успеху в воспитании детей. – М. : КоЛибри, Азбука – Аттикус, 2019. - 184 с. : ил.