Давлетшина Фируза
Развитие креативности у дошкольников через нетрадиционное рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Обучить творчеству нельзя. Но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению.
Л. С. Выготский.
Что такое креативное мышление? Насколько важно его развитие у детей дошкольного возраста?
Креативность является полной противоположностью шаблонного мышления. Она уводит в сторону от банальных идей и скучного, привычного взгляда на вещи, рождает оригинальные решения. Креативность делает процесс мышления интересным и увлекательным, помогает находить новые нестандартные решения в стандартных ситуациях.
Публикация «Развитие креативности у дошкольников через нетрадиционное рисование» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Все мы хотим, чтобы наши дети выросли счастливыми, здоровыми и развитыми. Есть много путей, позволяющих этого достичь. Область, которая затрагивает сразу несколько аспектов развития – это рисование. Рисование – не только увлекательное, но и очень полезное и одно из самых любимых занятий детей.
Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатления и размышления об окружающем мире, оно помогает всестороннему развитию личности маленького человека, открывает перед ним удивительный мир творчества. Рисование доставляет детям удовольствие, но для них рисование – это, прежде всего, развитие многих важнейших способностей:
- Координация движения;
- Сенсорика;
- Мелкая моторика;
- Развитие воображения, фантазии.
Если рисовать двумя руками (как обычно и делают дети – то не стоит им в этом мешать) – это позволяет одномоментно развивать и синхронизировать оба полушария головного мозга, творческого и логического. Так закладываются начало детской одаренности. В характере ребенка, регулярно занимающегося рисованием, постепенно и естественным образом воспитываются такие проявления как: внимание, тщательность, терпение, планирование процесса работы.
Креативные способы рисования способствуют взрослению, потому что позволяют без страха, не боясь последствий, пробовать и рисковать, исследуя собственные возможности, познавая себя. Кроме того, у детей формируется умение справляться с чувствами и переживаниями. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования. Наша работа знакомит детей с новыми необычными, креативными техниками в художественном творчестве. Креативные способы рисования – это не только рисование, но также и игры с красками и различными другими необычными материалами. Сочетание новых техник, использование разных материалов в работе способствуют развитию у дошкольников фантазии, воображения, конструктивных навыков, делают процесс более интересным, а рисунки детей более выразительными и оригинальными. Важно создать радостную и спокойную атмосферу и при подготовке и при проведении занятия.
Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется интерес, а вместе с тем и желание рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно!
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что-нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что «это сделал Я!».
Расскажу о наиболее интересных и любимых нетрадиционных техниках рисования наших детей :
Рисование ватными палочками
Один из необычных видов творчества у дошкольников — это рисование ватными палочками. Оно является легким способом перейти от рисования пальчиками к использованию кистей. Дети дошкольного возраста вполне способны увлечься подобными занятиями. Рисование ватными палочками можно предлагать детям начиная со второй младшей группы детского сада.
Рисование мятой бумагой. Бумажный комочек - штампик ребенок способен изготовить своими руками, заодно развивается самостоятельность и тренируется мелкая моторика. А как детям нравится мять бумагу! Получаются неожиданные результаты.
Техника рисования «Кляксография» – это один из приемов, который любят как дети, так и взрослые. При помощи кляксы и потока воздуха появляются необычные силуэты, которые потом художники превращают в деревья, сказочные персонажи, цветы и многое другое.
Техника «Ленивый рисунок» вроде бы с первого взгляда проста, но при этом выходит волшебная картина – ведь в основном она рисуется сама. Ход работы: Не жалея краски, капаем ею на лист бумаги. В эти крупные капли добавляем еще и другой цвет, так будет интереснее. Мелкие брызги не помешают, а даже добавят «красоты». Не позволяем краске высыхать: поднимаем лист в вертикальное положение плоскости - и наблюдаем - как краска стекает вниз, этот момент очень нравится детям. Если Вам покажется, что чего-то не хватает: то можно добавить еще другого цвета краски, пририсовать травинки, бабочек. Цель наших «Ленивых рисунков» – получить шедевр, смешивая два закона физики: - закон цветовосприятия – смешения красок;
- закон всемирного тяготения – Земля притягивает жидкую краску, когда держишь рисунок вертикально.
Техника «Пальцевой живописи» Рисование в технике «Пальцевой живописи» увлекательная деятельность, удивляющая и восхищающая детей, и один из самых занимательных нетрадиционных способов рисования. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо холста и бумаги в его распоряжении целый мир. (Краска наносится пальцами, ладошкой). В этом случае краска наливается в плоские мисочки-розетки, ставится вода. Правило – каждый палец набирает одну определённую краску. Вымытые пальцы тут же вытираются.
Техника «Рисование крупой». Рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа. Когда будет засыпан рисунок полностью, прижимаем лист бумаги к рисунку. Аккуратно стряхиваем лишнюю крупу. Работа проводится в группах по 4-5 человек.
Техника «Рисование по трафарету» с помощью поролона.
Поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования. Рисование поролоном доступно малышам, т. к. позволяет быстро получить выразительное изображение. Оттиск губкой дает возможность получить необычные изображения: разные пушистые зверюшки, игрушки, птички и другое. Важное условие: губку не мочить в воде
Техника «Рисование отпечатками листьев»
Это удивительная творческая техника. Простая и доступная всем, она дает эффектные результаты. Оказывается, что из листочков получаются не только силуэты деревьев, но и другие образы: птицы, животные, рыбы.
Креативное рисование способствует развитию креативного мышления. Вместо шаблонов порождаются необычные идеи, дети становятся более раскованными, умеют отстоять свое мнение, появляются новые оригинальные способы решения, в первую очередь потому, что дети перестают панически бояться ошибок.