Татьяна Пермякова
Развитие речи дошкольников через сказкотерапию
▼ Скачать + Заказать документы
«В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия и наблюдательности» Ф. А. Сохин.
Публикация «Развитие речи дошкольников через сказкотерапию» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Речь один из основных показателей уровня развития ребенка. Правильная речь помогает ребенку успешно общаться, воспринимать и отражать связи, существующие в окружающем мире, это залог успешности дальнейшего обучения. Речь взаимосвязана со всеми психическими процессами: памятью, вниманием, мышлением.
За последнее время отмечается снижение речевой активности детей. Поступая в дошкольное учреждение, дети не владеют речью совсем или она развита на очень низком уровне. Поэтому, одной из основных задач ДОУ считается раннее выявление речевого отставания и создание условий, направленных на развитие и формирование речевых умений и навыков каждого воспитанника.
В раннем возрасте ребенок общается в ситуативно-деловой форме, затем общение переходит в познавательную форму, которая строится на практическом сотрудничестве со взрослыми.
Познавательная форма типична для младших и средних дошкольников, в старшем возрасте развивается личностная форма общения. Ребенок познает мир людей и их взаимоотношения именно в старшем возрасте. Новые отношения и новые виды деятельности способствуют развитию монологического высказывания, совершенствованию диалогической и внутренней речи. Функции речи развиваются и усложняются. К школе ребенок владеет всеми основными формами речи.
С переходом на новый качественный уровень образования, в работе с детьми мы используем ряд инновационных методов и технологий.
Образовательная деятельность строится на основе перспективного тематического планирования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Интерес и активность детей поддерживается через использование развивающих методов и приемов, создание проблемных ситуаций, решение логических речевых задач, моделирование. Занятия проводятся в разнообразных формах: игры, путешествия, сказки и т. д.
Педагогами создаются условия для развития планирующей и регулирующей функции речи воспитанников. Взрослые побуждают детей рассказывать о цели и ходе деятельности, а затем обобщать полученный результат. Они организовывают применение полученных знаний и умений на практике, в самостоятельной деятельности.
Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой.
Мы считаем, что восприятие сказки является для ребенка особым видом деятельности, следовательно, сказки могут влиять на развитие связной речи, и поэтому нашей целью является изучение особенностей связной речи дошкольников и роли сказок в развитии данного вида речи.
Но, к сожалению, в наше время потенциал сказки используется не в полном объеме. Дети смотрят телевизор и не умеют представлять образы героев, у них не возникают ассоциации.
Мы рекомендуем подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то обучая детей мыслить оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка.
В ДОУ мы читаем и разбираем прочитанное, учим пересказывать сказки, придумывать свои.
В процессе работы над данной темой, были проведены серии занятий по формированию связной речи с помощью сказок, проанализирована психолого-педагогическая литература по данной проблеме, сделаны выводы и разработаны рекомендации для повышения уровня связной речи. Сказкотерапия стала занимать центральное место в образовательной деятельности. Используя сказки, мы обеспечиваем комплексный подход в развитии ребенка. Они могут применяться в различных областях детской деятельности, в том числе и над работой с речью.
Особенно нам хочется отметить театрализованную деятельность.
Дети охотно участвуют в постановке спектаклей, разыгрывают сказки, этюды, сценки. Эта работа позволяет еще раз прочитать любимое произведение, активно расширяет и обогащает словарь, дает возможность показать детям различную интонацию, образность, выразительность речи. Дошкольники учатся вести диалог, передавать монолог.
Театрализованные постановки, игры учат детей добру, честности, справедливости, способствуют интеллектуальному развитию. При помощи мимики, жестов и речи дошкольники ярко могут передавать характеры героев. Работа над сказкой – это творческое рассказывание, развитие словесного мышления, памяти, внимания, это формирование положительной самооценки, а также обогащение и пополнение словаря.
Практическая сторона сказкотерапии интересует последнее время не только педагогов, но и родителей. Сказки стали психотерапевтическим методом в воспитании детей. Их используют для развития эмоциональной сферы детей, в адаптационном периоде, а также в коррекционно – логопедической работе.
Успешность обучения детей в школе зависит от уровня развития речи. Мы, педагоги ДОУ, ставим перед собой основную задачу – формировать устную связную речь дошкольника. Учим адекватно воспринимать увиденное и услышанное, давать развернутые ответы на вопросы, а также самостоятельно излагать свои суждения.
Литература
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М. :Мозаика – Синтез, 1999 – 272с.
2. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду : Сб. научн. тр. / Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. – М. : изд. АПН СССР, 1987. – 120с.
3. Использование метода сказкотерапии в обучении детей рассказыванию. В. К. Воробьева.
4. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М, 1999.