Елена Шумова
Развитие красноречия у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Разговорный язык – настолько привычный и необходимый компонент общения, что мы часто не замечаем его особенностей, не задумываемся над тем, как он используется в различных ситуациях. Возникает иллюзия, что ничего сложного в языке нет, и потому, стало быть, нет необходимости в его изучении. Но почему же, одного человека слушать интересно, его выступления заставляют нас переживать, смеяться, плакать, восхищаться, а от речей других ораторов нас клонит в сон, или возникает раздражение.
Публикация «Развитие красноречия у старших дошкольников» размещена в разделах
Красноречие – это дар красиво и хорошо говорить. Но человека можно овладеть приёмами риторики, ораторского искусства. Для этого требуется большая подготовительная работа. Она состоит из следующих этапов:
• Работа над выразительностью речи: дыханием, силой голоса, темпом речи.
• Работа над интонацией : радость, грусть, раздражение, недовольство, сожаление и т. д.
• Работа над произношением, ударением, логическим ударением.
• Работа по овладению лексическими возможностями языка: понимание значения слова, употребление синонимов, антонимов.
• Работа по использованию различных форм и методов обучения выразительной речи:
a) Сжатый и подробный пересказ текста;
b) Рассказ о прослушанном, увиденном;
c) Рассказ, основанный на собственном жизненном опыте;
d) Построение предложений по опорным словам;
e) Выразительное чтение художественной литературы;
f) Упражнение в технике речи;
g) Изучение речевого этикета: культура поведения и общения.
• Работа по использованию в устной речи малых фольклорных форм: чистороворок, скороговорок, потешек, пестушек, колыбельных, дразнилок, перевёртышей, пословиц, поговорок, сказок.
Малышей в детских садах следует учить красноречию. А основывать эту работу необходимо на фольклорном материале.
Фольклор является идеальной платформой для системной работы по усвоению основ красноречия.
Многие педагоги занимались проблемой детского фольклора, изучали его влияние на формирование личности ребёнка. Изучение детского фольклора посвятил жизнь Г. С. Виноргадов и Г. М. Науменко.
Педагогическое наследие К. Д. Ушинского представляет широкое поле деятельности для педагогов. Одним из важнейших компонентов его теории является не только изучение Родины и народа, языка, уклада, быта, традиций, но и включение ребёнка в процесс познания, в трудовую преобразовательную деятельность.
Различают две группы детского фольклора.
Первая – это творчество взрослых, предназначенное для детей. Сюда входят колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки. Каждый из этих жанров поэзии выполняет свою особую функцию, совершенно необходимую для того, что бы вырастить малыша здорового физически и психически.
Вторая группа детского фольклора – это собственное детское народное творчество. Обязательно в детском фольклоре должны присутствовать и элементы сатирического фольклора – дразнилки, прозвища. На занятиях по красноречию обыгрываются и разучиваются ещё один вид фольклора – детский игровой фольклор: считалки, жеребьёвки, различные словесные игры с припевками и приговорками. Дети легко его усваивают и применяют в своих забавах.
О приобщении современных городских детей к детскому фольклору в условиях этнокультурного компонента образования можно говорить очень много. За время работы с этим необъятным материалом накопился большой опыт.
Дети, приобщаясь к фольклорным традициям своего народа, постепенно постигают великую народную культуру. Они овладевают традиционным ритмо - мелодическим и интонационным богатством родной речи. Но, пожалуйста, самое главное: понятая, прочувствованная в дошкольном возрасте красота родной речи будет отражаться в речи наших детей в течение всей их жизни.