Ольга Мамонова
Консультация для родителей старших дошкольников «Становление красноречия»
▼ Скачать + Заказать документы
Главный источник обогащения речи дошкольников – это их личный опыт, наблюдение за окружающим миром, за жизнью людей и природы, художественная литература. Активизации словаря, развитию способностей к словесному творчеству помогают дидактические игры.
Я начну, а ты закончи
Цель: Научить ребенка быстро находить верное слово, составлять предложения с использованием приставочных глаголов противоположного значения (глаголов, образованных с помощью приставки). Начните предложение, используя приставочный глагол.
Задача ребенка - закончить предложение, употребив однокоренной глагол противоположного значения.
Публикация «Консультация для родителей старших дошкольников „Становление красноречия“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Например: Утром школьники пришли на уроки, а днем … (ушли). Дети играли в прятки. Они забежали за дом, а потом … (выбежали). Курочка сначала подошла к забору, а потом … (отошла).
Синонимы
Цель: Научить ребенка быстро подбирать синонимы.
В эту игру можно играть на улице. Возьмите мяч и кидайте его ребенку, каждый раз называя новый глагол.
Задача ребенка - назвать каждому глаголу синоним.
Например: Ругаться (ссориться, фантазировать (мечтать, прыгать (скакать, бежать (нестись, разрешать (позволять, любить (обожать, иметь (владеть, стучать (колотить, плакать (рыдать, крутить (вертеть, найти (отыскать).
Антонимы
Точно так же можно поиграть не с синонимами, а с антонимами.
Например: Поднимать (ронять, бросать (ловить, спать (бодрствовать, радоваться (грустить, лежать (стоять, работать (отдыхать).
Загадки
Цель: Научить ребенка отгадывать загадки, ориентируясь на внешние и внутренние признаки предмета или явления.
Например:
«Я блестящая, остренькая,
У меня глазок маленький,
За собой несу
Длинную-длинную косу». (Иголка с ниткой.)
Попросите ребенка назвать слова, которые помогли отгадать загадку.
Наличие разнообразных признаков позволяет создать законченный образ того или иного предмета в воображении детей. Это возможно, когда в загадке использованы яркие и точные признаки, например: «Круглый, полосатый, к тому же еще и хвостатый. Красное сердце, зеленый снаружи. Имеет сладкий, вкусный сок». (Арбуз.)
Можно не только загадывать загадки, но и просить ребенка самого составить такие загадки, стараясь как можно лучше описать загадываемый предмет или явление, например: «Большой, просторный, светлый, чистый». (Класс.)
«Золотое, яркое, горячее.» (Солнце.)
Рифма
Цель: Научить подбирать слова, подходящие по рифме. Вы будете читать начало фразы, задача ребенка - закончить в рифму.
Лучше нас, лесных (ежей, нет на свете (сторожей).
Можно использовать шуточные стихи:
В чаще, голову задрав, воет с голоду (жираф).
С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает (корова).
Кто в малине знает толк? Косолапый бурый (волк).
Найди ошибку
Цель: тренировка внимательного отношения к тексту.
Предложите ребенку найти ошибку в предложениях.
• Осенью в парке расцвела сирень.
• В полу лежит красивый ковер.
• Ольга побежал к реке.
• Солнышко выглянуло за тучи.
Кто и что сделал
Цель: Развивать умение составлять предложения по предложенным моделям.
Предложите ребенку разные модели, его задача - составить короткие предложения.
• Кто? Что делает? Куда? (Я иду в бассейн.)
• Кто? Когда? Что делал? Где? (Ваня вечером гулял в саду.)
Увеличение предложения
Цель: Развивать умение сделать предложение ярче и интереснее.
Предложите ребенку простое предложение, например: ярко светит солнце.
Договоритесь, что по очереди будете добавлять к этому предложению подходящее по смыслу слово:
• На небе ярко светит солнце.
• На небе ярко светит весеннее солнце.
• На утреннем небе ярко светит весеннее солнце.
Составь правильно
Цель: Восстановление деформированного предложения.
Дайте ребенку набор слов, попросите составить из них предложение, имеющее смысл.
Например: лесу, роет, в, лиса, нору. (Лиса роет нору в лесу.)
Закончи предложение
Цель: Тренировка составления придаточных предложений.
Попросите ребенка закончить предложение так, чтобы оно имело смысл.
• Мы завтра пойдем в лес, если …
• Я бы подружился с ним, если бы …
Поговорки
Цель: Тренировка понимания смысла.
Расскажите ребенку три поговорки, например:
• Ласточка день начинает, а соловей кончает.
• В чужой лодке всегда больше рыбы.
• Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
Попросите объяснить, что они означают.
Так же можно порекомендовать родителям такие дидактические игры, как:
• Подбери рифму к слову…
• Придумай загадку из одних прилагательных.
• Сочини рассказ, состоящий из слов на одну букву.
Выбор упражнений и дидактических игр обширен. Главное ваше желание уделить время ребенку и не превратить живое общение в школьный урок.
Список использованной литературы
1. Чубукина Е. С. К школе готов! Всестороннее развитие дошкольника. - СПб. : ЗАО «Торгово-издательский дом «Амфора», 2014. - С. 36-37.