Ольга Мишурова
Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является благоприятным для развития широкого круга координационных способностей, поэтому целенаправленное развитие координационных способностей должно начинаться именно в этом возрасте. Только в этом случае можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка. Актуальной становится проблема раскрытия методов и игровых технологий для развития координационных способностей.
Публикация «Развитие координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством игровых технологий» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. Этот возрастной период является наиболее благоприятным для развития координационных способностей. Хорошо развитые координационные способности необходимы для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно – адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Только сформированные координационные способности - необходимое условие подготовки детей к жизни и труду. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Чтобы правильно организовать развитие координационных способностей дошкольников в процессе двигательной деятельности были выделены следующие направления:
- ориентирование в пространстве;
- выполнение игровых упражнений с предметами;
- использование различных сигнальных раздражителей в подвижных играх с усложнением;
- сохранение устойчивого равновесия тела в статике и динамике.
Методы и приемы, используемые для повышения двигательной координации :
1) применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
2) изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
3) смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом.
4) использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений.
5) выполнение согласованных действий несколькими участниками (вдвоем, держась за руки, садиться и вставать, выполнять повороты, наклоны, прыжки).
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как в этот период игра является ведущей деятельностью. Игровая форма непосредственной образовательной деятельности создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей. Самый оптимальный способ решения поставленных задач – подвижные игры и игровые упражнения. Детям свойственно учиться движениям через игру. Подвижные игры развивают крупную и мелкую моторику, которая влияет на структуру мышления и стимулирует умственные способности. Специально подобранные игры не только способствуют развитию равновесия, крупной и мелкой моторики, ориентации в окружающем пространстве, но и формируют предпосылки для успешного становления навыков чтения, письма, улучшают слух, память, скорость реакции, развивают мозг, помогают справиться со стрессом и тревожностью и дарят детям радость.