Чернякова Оксана Юрьевна
Развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте освоения робототехники
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательной деятельности, способствующей интеллектуальному и эстетическому воспитанию детей, развитию их творческого потенциала. Активно создается благоприятная среда для развития инновационного направления технического творчества – робототехники.
Публикация «Развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста в аспекте освоения робототехники» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Старшая группа
- Темочки
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что основная образовательная программа дошкольного учреждения реализуется в формах, специфических для детей конкретной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Одним из приоритетных принципов дошкольного образования в Стандарте является поддержка детской инициативы в различных видах детской деятельности, в том числе в конструировании из различных материалов [3].
Конструкторские способности детей представляю собой индивидуально-психологические особенности ребенка, которые проявляются в направленности на создание творческих продуктов в виде конструкций, схем, чертежей конструкций, моделей из различных материалов [2].
Развитие конструкторских способностей детей в аспекте освоения робототехники – это процесс качественных изменений индивидуально выраженных возможностей ребенка, проявляющихся в уровне развития мелкой моторики, мыслительных операций, воображения, межличностного взаимодействия в процессе конструирования, позволяющих создавать приспособления, механизмы, устройства, модели, программные цепочки [1].
На базе нашего детского сада создана единая робототехническая образовательная среда, которая представляет собой специально организованное, мобильное пространство, насыщенное материальными, кадровыми, информационными, методическими ресурсами, способствующее формированию элементов инженерной, информационной культуры детей.
Для большего охвата детей в условиях дошкольного образовательного учреждения техническим творчеством функционирует «Технопарк» – центр конструирования для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Основная цель данного «Технопарка» заключается в развитии у дошкольников общих познавательных и творческих способностей при создании продукта деятельности.
Задачи «Технопарка» следующие:
- знакомить со свойствами строительного материала и способами построения из него построек различной сложности;
- развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
- учить видеть конструкцию объекта, анализировать ее основные части, функциональное значение;
- выявить в дальнейшем одаренных, талантливых детей, обладающими способностями в конструктивно-модельной деятельности;
- развивать активный интерес у детей к играм-головоломкам.
«Технопарк» оснащен различными видами конструкторов от простых до программируемых:
- Лего разного типа, вида и размера;
- Тико;
- Кольца и др.
Уделим внимание развитию конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста через Лего в аспекте освоения робототехники.
Для дошкольников рекомендуется использовать понятные модели, крупные и яркие детали, увлекательное содержание. Как правило, ребенку предлагается собрать различные машинки, самолетики, животных, понять, что такое механизм, и т. д. Задача таких комплектов, помимо прочего, развить мелкую моторику, внимательность, усидчивость, фантазию и креативность, научить работе в команде.
Среди наиболее популярных брендов в мире детских конструкторов по робототехнике можно отметить LEGO Education, Engino, Huna, Fischertechnik и др. Познакомимся с наборами.
LEGO Education – один из самых известных в мире брендов конструкторов также является и одним из лидеров по образовательному направлению. Для детей дошкольного возраста предлагается «Первые механизмы» (5+) или «Простые механизмы» (7+). Игра с этими конструкторами не требует дополнительных знаний, а сам набор познакомит ребенка с тем, что такое механизм и как он функционирует. Будущий инженер узнает о принципах работы рычагов, зубчатых колес и о многом другом.
Fischertechnik подготовил комплекты для детей разных возрастов. Например, для юных инженеров от 5 лет – это «Набор для малышей» и «Супернабор для малышей». Каждый такой конструктор позволит построить по несколько моделей машинок, самолетов, подъемный кран и другие знакомые и понятные ребенку объекты.
Принцип, которым руководствуется Huna при разработке своих конструкторов : «От простого к сложному». Уже 6-летним детям бренд предлагает собрать несложных роботов с двигателем, звуковым сопровождением, датчиками, определяющими расстояние или черный цвет. В основе таких наборов лежат знакомые каждому ребенку модели: герои сказок (например, персонажи из «Трех поросят» или Паровозик Томас, животные, машинки и т. д. Каждый комплект сопровождается понятной инструкцией, которая поможет ребенку собрать интересную движущуюся модель.
Бренд Engino – это широкий выбор самых разных образовательных конструкторов : программируемых и непрограммируемых; с мотором и без него. Отдельные комплекты посвящены сборке автомобилей, мотоциклов, самолетов, спецтехники и т. д. – такой набор позволит собрать ряд моделей соответствующей тематики. Также Engino предлагает специальную серию для девочек – с деталями пастельных цветов и моделями.
Таким образом, робототехника знакомит детей с основами конструирования и программирования, поиском нужной информацией для решения проблемы, составления плана и последовательности действий, оценивания творческого продукта. У старших дошкольников развивается мелкая моторика, самостоятельность и инициативность, раскрывается творческий потенциал.
Библиографический список
Емельянова Л. А. Преемственность дошкольного и начального общего образования в развитии конструкторских способностей детей в аспекте освоения робототехники : автореферат дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2018. 22 с.
Лашкова Л. Л., Журина К. О. Робототехника как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. С. 43-46.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.