Папки-передвижки

Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда

Марина Безрукова
Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
▼ Скачать + Заказать документы

Условиями возникновения моей работы над темой послужил анализ многолетнего опыта работы дошкольных педагогов, изучение и анализ данной проблемы в научной литературе, Интернет – ресурсах и, конечно же, мои собственные наблюдения за развитием конструктивных способностей старших дошкольников в процессе ручного труда.

Публикация «Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда» размещена в разделах

При анализе методической литературы по данной теме, изучила содержание, также были определены оптимальные условия развития конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Сделала вывод о том, что, ручной труд составляет значимый аспект в развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста, а также способствует развитию мелкой моторики рук и согласованности в работе глаза и руки, он совершенствует координацию движений, гибкость, точность движения рук.

Нами были определены цель и задачи педагогической работы.

Цель: развитие конструктивных и творческих способностей старших дошкольников, в процессе ручного труда.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

• Содействовать развитию творческой активности детей в процессе ручного труда;

Развивать любознательность, познавательный интерес и познавательную активность детей;

Развивать способность анализировать, планировать свою деятельность, находить способы решения конструктивных задач;

Способствовать развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Деятельность детей осуществляется в следующих блоках:

1 блок Совместная деятельность взрослого и детей :

• занятия по ручному труду;

режимные моменты: игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения

2. Блок – самостоятельная деятельность детей

• Дети применяют полученный опыт в других видах деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, конструирование, изобразительной, музыкальной, двигательной)

Самостоятельная деятельность имеет большое значение в развитии творческих способностей ребёнка. Именно во время самостоятельной работы он может полностью сосредоточиться на изготовлении своей поделки, подобрать нужный материал, найти необычное конструктивное решение, сделать тот предмет, который хочет.

Работу по приобщению к ручному труду строили поэтапно.

1 этап: Мотивационно – ориентировочный.

Цель: заинтересовать детей ручным трудом, вызывать желание к ручному труду. Использовались проблемные и проблемно-игровые ситуации, стимулирующие интерес детей к ручному труду.

На данном этапе заготавливали различные материалы необходимые для занятий (листья, бросовый материал, различные по структуре ткани, крупы и т. д). Также мы проводили занятия по познавательному развитию «О свойствах бумаги», «Ознакомление со свойствами ткани». Детям было интересно узнать о свойствах разных материалов.

Вводили пальчиковые игры, массаж пальцев и кистей рук, игры с различными видами природного и искусственного материала.

2 этап: Содержательно –деятельностный.

При ознакомлении с различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимает процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными техниками можно использовать и поэтапный показ. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна дня них, и вместе с тем, способствует формированию конструктивных и творческих способностей.

Для поддержания интереса к ручному труду, стремление к самостоятельности изготовляем такие поделки, которые не требуют сложной обработки и затрачивается минимальное время, так как дошкольники не могут долго ждать результата своего труда.

Использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к ручному труду.

3 этап: Рефлексивный.

На данном этапе дети самостоятельно применяли усложненные способы для новых поделок используя разные техники.

Поделки, выполненные руками детей «живут» в театре группы, собраны для обыгрывания игр с конструктором, оформлена приёмная, подарены малышам, родственникам.

В процессе приобщение старших дошкольников к ручному труду мною были использованы следующие методы и приемы:

Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, объяснение, напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету. В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей, обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной фантазии.

Работа по ручному труду проходила в 5 блоках:

Работа с тканью, нитками (которая включала)

- декоративная аппликация,

- коллажи из ткани, бисера, пайетки,

- изготовление панно, сувениров;

Работа с природным материалом:

- изготовление мелких и крупных скульптур,

- изготовление декоративных коллажей из сухих растений, соломки,

- плетение из прутьев, сухой травы,

- составление декоративных букетов,

- оформление природного уголка;

Работа с бумагой, картоном:

- аппликация из бумаги разной фактуры, природным материалом,

- изготовление декоративных панно, открыток;

- изготовление объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, декораций, сувениров.

Работа с глиной, тестом:

- создание декоративных украшений,

- создание панно для оформления интерьера,

- изготовление мелких скульптур, игрушек – сувениров, кукольной посуды;

Работа с бросовым и искусственным материалом:

- плетение из пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки,

- изготовление декоративных украшений и предметов быта.

В результате включения ручного труда в образовательный процесс достигнуты следующие результаты:

1. Дети проявляют творческую активность в процессе ручного труда;

2. Возрос познавательный интерес и познавательную активность детей;

3. Произошло развитие способности анализировать, планировать свою деятельность, находить способы решения конструктивных задач;

4. Развитие сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Литература:

1. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М. : Издательский центр «Академия», 2002

2. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. - М: «Карапуз»,2000

3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2005

4. Тарловская Н. Ф, Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М. : Просвящение Владос, 1994

5. Шеповских Е. Развитие мелкой моторики// Дошкольное воспитание № 5, 2000. стр. 61.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом»Фотоотчет «Чудесные превращения шишки. Развитие творческих способностей детей в процессе работы с природным материалом» Летом, дети любого возраста с удовольствием играют с природным материалом. Шишки, камешки, плоды и семена, веточки деревьев – это одни.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возрастаОпыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности,.

Опыт работы по конструированию «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников» Тема опыта: «Развитие конструктивных способностей младших дошкольников». «Конструируя, ребёнок действует, как зодчий, возводящий здание.

Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возрастаПроект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста Проект «Развитие валеологических способностей у дошкольников». Перспективный план работы для старшего дошкольного возраста. Сентябрь Задача.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструированияРазвитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования Попова Валентина Развитие творческих способностей детей средней группы в процессе конструирования С детства важно развивать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Опубликовано: 28 октября 2022 в 10:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда» (включая файлы) размещена пользователем Марина Безрукова (УИ 255498) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД