Ирина Горячкина
Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ягодка»
Тема: Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность
Цель:
Формировать на эмоциональном уровне представление о театре, как виде искусства.
Развивать артистические способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
Публикация «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Последовательное знакомство детей с видами театра.
Поэтапное освоение детьми видов творчества.
Совершенствование артистических навыков детей.
Раскрепощение детей.
Работы над выразительностью речи, интонации.
Коллективные действия, взаимодействия.
Умение сочувствовать, сопереживать.
Актуальность:
В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый "банк жизненных ситуаций", поэтому очень важно, чтобы осознание "сказочных уроков" начиналось с раннего возраста, с ответа на вопрос: "Чему нас учит сказка?". В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Театрализация в первую очередь - это импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно связана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием, систематизируя все в единый процесс.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связаны с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности;
• обучением вербальным и невербальным видам общения;
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуации через игру.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Входя в образ, ребенок играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театрализованной деятельностью помогает развить интересы и способности детей: способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремление к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления: настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Проект «Всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность» рассчитан на четыре учебных года.
В процессе реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:
• Чтение и совместный анализ сказок.
• Проигрывание отрывка из сказок.
• Прослушивание сказок, потешек
• Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
• Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
• Словесные, настольные и подвижные игры.
• Пантомимические этюды и упражнения.
• Дыхательная гимнастика
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковые игры со словами.
• Разучивание чистоговорок.
Правила работы с детьми.
• Осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний.
• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение.
• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения.
• При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием проекта
Дети будут знать и уметь:
• Умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки.
• Снимать напряжение с отдельных групп мышц.
• Научатся запоминать и описывать любого героя.
• Произносить одну и ту же скороговорку, фразу с разными интонациями, в разных темпах.
• Сочинять этюды по сказкам.
• Строить простейший диалог.
• Распределять между собой обязанности и роли.
• Использовать средства выразительности драматизации.
• (поза, жесты, мимика, голос, движения).
Занимаясь театрализованной деятельностью дети приобретут :
• Уверенность в себе.
• Умение играть в коллективе.
Работа проекта складывалась следующим образом:
1. Слушание и проигрывание коротких этических сказок, басен и стихотворений раскрывают перед детьми разные нравственные категории и моральные понятия. Дети эмоционально переживают содержание сказки, а затем творчески отображают через героев сказки, происходящие в ней события. Данный метод даёт мне возможность тонко воздействовать на личность старшего дошкольника, побуждать его к размышлению, выбору собственной позиции. Детьми старшего дошкольного возраста разыгрывались такие этические сказки и басни, как «Стрекоза и муравей», «Два барана», «Две козы», «Старик и сыновья».
2. Творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций для формирования положительного образа девочки/женщины (доброй, умной, работящей, отзывчивой к чужому горю, заботящейся о близких) и мальчика/мужчины (сильного, смелого, ловкого, находчивого, способного защитить своих близких). Детям предлагалось выполнить различные творческие задания, например:
- покажите, как «папа» дарит «маме» цветы, говорит ей приятные слова;
- покажите, как «мама» наряжает «папу» к празднику;
- произнеси от лица «мамы» фразу: «Почему ты не убрала за собой игрушки?» – возмущённо, удивлённо, с грустью, тихо, громко, передай позой, что в данный момент делает мама и т. д.
3. Игры и упражнения, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребёнка. Например, предлагаю детям провести необычный «Конкурс хвастунов». Объясняю, что выиграет тот, кто лучше всех будет хвастаться но, не своими достоинствами, а успехами своего соседа справа. Предлагаю детям посмотреть внимательно на своего соседа справа, подумать, какой он? Что он умеет делать лучше всего? После того как все похвастались, мы выбрали победителя и обсудили, кому, что понравилось больше – хвастаться о соседе или слушать, как о нём самом рассказывают.
4. Метод сказкотерапия использую для развития творческой инициативы, умения преодолевать детские страхи, для снижения тревожности и агрессивности, накопления положительного опыта общения в коллективе сверстников. Например, при знакомстве с эмоцией «страх», рассказав сказку-страшилку «Белый рояль», спросила у детей, было ли её страшно слушать и почему? Для выяснения причин детских страхов, предлагала детям нарисовать свой собственный Страх. Дети рисовали змей, собак, пауков, светящуюся тыкву к празднику Хеллуин и т. д., затем я предложила разорвать рисунки на мелкие кусочки, вложить их в воздушный шарик и отпустить его на улицу, представив, что туда уходит Страх.
5. Для развития умения владеть собой в проблемных или травмирующих ситуациях использую театральные этюды, в которых ребёнок проигрывает роли слабых, напуганных, робких, смелых и уверенных: «Угадай и изобрази эмоцию», «Вредное колечко», «Смелый мальчик», «Змей Горыныч», «В тёмной норе».
6. Метод обратной связи или (рефлексия, который направлен на отражение эмоционального отношения детей к произошедшему событию в театральной группе через рисование, составление рассказов, высказывание своих впечатлений.
Успешность овладения детьми творческой инициативой во многом зависит от заинтересованности родителей. Повысить интерес родителей к театрализованной деятельности помогли театральные встречи, где родители были активными участниками и партнёрами по исполнению ролей в спектаклях, изготовлению костюмов для детей. Ежегодно в нашем детском саду проводится «Фестиваль добрых дел», который подводит итог проделанной работы театрального кружка.
Для реализации поставленной выше цели и задач программы проекта было организовано наблюдение за развитием творческой инициативы детей. Результаты проведённой диагностики позволили убедиться в правильности выбранной линии развития, творческой инициативности детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время дети активно откликаются на изготовление афиш, пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время диалогов с партнёрами по театральной деятельности, в спокойном режиме могут заменить отсутствующего партнёра по театральной постановке.
Сроки работы над проектом: октябрь 2015 г. – май 2016г.
№ Раздел плана Сроки Форма работы Практические выводы
1 Подготовительный этап.
Аналитико-диагностический. Октябрь – Февраль Знакомство с театрализованной деятельностью детей дошкольного возраста. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
2 Основной этап. Январь-Март Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками. Распространение материала на уровне ДОУ.
3 Заключительный этап. Апрель Диагностика. Мониторинг.
4 Обобщение. Май Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов на педсовете.
Используемая литература:
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. — М., 1990.
4. Буренина А. И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.
5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
6. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. - М. :ВАКО, 2007
7. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
8. Зверева О. Л. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. — М., 1994.
9. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк. восп., 2005.-N4.
10. Игры-драматизации//Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1983.
11. Караманенко Т. Н., Ю. Г. Кукольный театр – дошкольникам. -М., 1982.
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. -М. : Академия, 2000.
13. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника. -М. 2004.
14. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //Дошк. восп. –1999.- N11.
15. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. -М. : Сфера, 2001.
16. Николаичева А. П. Инсценирование литературных произведений // Дошкольное воспитание,1980.-N10.
17. Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
18. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.
19. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников // Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. —М. ,1989.
20. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. –1983.-N12.
21. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольное воспитание,1988.-N8.
22. Силивон В. Развитие творчества у детей в процессе игр-драматизаций // Дошкольное воспитание. –1983.-N4.
23. Скляренко Г. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. – 1983. – N7.
24. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. - 1997.-N6, 10, 12;1998-N2.
25. Стрелкова Л. П. Игры-драматизации // Эмоциональное развитие дошкольника /Под ред. А. Д. Кошелевой. -М. ,1985.
.