Мусонова Надя
Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Высокий уровень общения является залогом успешной адаптации человека, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, в любой социальной среде. Значение формирования коммуникативных навыков и умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к школьному обучению. Именно развитие общения является необходимым условием успешной учебной деятельности. Развитие коммуникативных навыков решается в любой деятельности, где создаются благоприятные условия для установления взаимодействий со сверстниками, но коммуникативные навыки лучше всего формируются в игре, так как именно игровая деятельность является ведущей на этапе дошкольного детства.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Цель и задачи
Цель: создание картотеки игр, направленных на развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста
Задачи:
1. Раскрыть понятие «общение», «коммуникативные умения», особенности коммуникации детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
2. Рассмотреть специфику игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить условия развития коммуникативных умений дошкольников в игровой деятельности.
4. Подобрать материал для создания картотеки игр, направленных на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Так как основными условиями развития коммуникативных умений дошкольников являются организация эмоционально–практического общения дошкольников, соответствующего их возрасту и детским игровым интересам, а также создание возможностей для обогащения игрового опыта детей - в качестве методической разработки представлена картотека игр, направленных на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, так же выступает более эффективным средством развития коммуникативных умений : в игре дети овладевают ролевым поведением, учатся устанавливать контакты с помощью вербальных и невербальных средств общения, разрешать споры и конфликты, выражать расположение, симпатию, доброжелательность, делать комплименты, находить выход из конфликтных ситуаций.
Созданный комплекс игр предназначен для практической деятельности воспитателя и направлен на развитие общения детей дошкольного возраста в игровой деятельности, так как именно игровая деятельность является ведущим видом деятельности на этапе дошкольного детства.
Игры на развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста реализуются в работе с детьми дошкольного возраста и подбираются с учётом формы общения со сверстниками, характерной для данного возраста (эмоционально-практическое общение 2-4 года; ситуативно-деловое общение 4-6 лет; внеситуативно-деловое общение 6-7 лет).
При составлении комплекса учитываются общие дидактические принципы:
1. принцип индивидуального подхода;
2. принцип учёта возрастных особенностей ребёнка;
3. принцип наглядности;
4. прочности;
5. конкретности и доступности;
6. принцип дифференциации.
Новизна методической разработки состоит в том, что коммуникативные игры в комплексе располагаются в соответствии с компонентами развития коммуникативных навыков дошкольников с постепенным усложнением и структурированы в соответствии с возрастом детей :
– игры на развитие коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста;
– игры на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
Так как картотека структурирована по блокам в соответствии с возрастом детей, я решила это отобразить в цвете выбрав зелёный цвет карточек для младшего и синий для старшего дошкольного возраста.
Каждая карточка содержит: название игры, цель игры, оборудование, детскую игровую задачу и ход игры. Для удобства использования текст располагается с двух сторон.
В качестве примера предлагаю рассмотреть игры из первого блока «Какое у меня настроение?» цель игры: формирование умения понимать эмоции и чувства, выражать их с помощью мимики и жестов. Воспитывать дружбу и заботу друг о друге.
Из второго блока игра «Здороваемся без слов» цель игры: развитие умения использовать жест, позу в общении.
Деятельность воспитателя по развитию коммуникативных навыков с использованием данного комплекса игр может реализовываться в совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста. Комплекс игр может применяться воспитателем как в индивидуальной, так и подгрупповой и фронтальной работе с детьми дошкольного возраста в режимные моменты и на прогулке. Игры комплекса возможно включать в этапы занятий с дошкольниками.