Улькина
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче, тем
успешнее идёт развитие духовного мира детей…»
(Б. М. Теплов)
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии. Для того чтобы развить коммуникативные умения, надо создать условия, в которых каждый ребёнок смог бы передавать свои чувства, эмоции.
Публикация «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников посредством организации театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Большую помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, которая помогает раскрыться каждому ребёнку, как личности.
В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей: обучение выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.
Занятия театральной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, раскрепощают замкнутых детей. Ребята создают свой художественный образ персонажа, развивая творческое мышление и воображение.
Начиная с младшего дошкольного возраста создаётся основа для развития певческих, двигательных навыков, эмоциональности, артистических способностей, навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребёнка.
Первое приобщение детей к театру начинается через знакомство с кукольным театром. Во 2 группе раннего возраста малыши с удовольствием смотрят кукольные спектакли: «Чья мама лучше?», «Как котёнок маму искал» и др. Музыкальное сопровождение помогает передать характер персонажей в движении, где герои поют, танцуют.
В своей работе с малышами мы используем пальчиковые игры, пальчиковые сказки: «Зайчата и волчата», «Поросёнок» и др., речевые игры с движением, музыкотерапию (упражнения для пробуждения, колыбельные, мелодекламации. Особенно полюбились детям игровые музыкально-двигательные упражнения по методике Железновых «Музыка с мамой». Ребята с радостью выполняют движения под весёлые песенки, простые для понимания: «Паучок», «Червячки», «У жирафов», «Краб», «Головами покиваем» и др. Эти упражнения не только поднимают настроение детям, но и формируют навыки общения.
Участвуя в театрализованных играх - драматизациях, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки. Результатом работы являются постановки музыкальных сказок, в которых участвуют все воспитанники группы. Коллективная работа детей помогает корректировать коммуникативные отклонения. Даже робкие, застенчивые ребята участвуют в театральной деятельности, стремятся к самовыражению, радуются успехам.
По мнению детского психолога А. В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.
Не секрет, что в наш век компьютеризации педагогические установки направлены на развитие мышления, а дети всё реже восхищаются, удивляются, проявляя равнодушие.
Как научить детей сопереживать фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через театрализацию. Именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Действуя в роли, дошкольники приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Из опыта работы мы видим, как дети, дойдя до подготовительной группы, становятся артистами и не боятся выйти на выступление.
С детьми младшей группы поставили музыкальную сказку «Теремок», в которой все ребята исполняли роли своих персонажей.
Дети средней группы готовили инсценировки таких сказок: «Козлик ищет маму», «Паучок», «Сказка о маленьком цыплёнке, который хотел вырасти», «Чья мама?», в которых они пели, танцевали, изображая героев (Танец пчёлок», «Песня ежей», «Танец белочек», «Песенка паучка» и др.)
Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать у них не только опыт нравственного поведения, но и способствует развитию коммуникативных умений.
Дети старшей группы инсценировали сказки: «Звери потерялись», «В гостях у Зайки», «Кто лучше всех готов к зиме?», музыкальную сказку «Кошкин дом» и др. Работая с детьми ОВЗ, помогала им в постановке сказок: «Пых», «Приключения красок».
Воспитанники подготовительной к школе группе готовили сценки: «Красная Шапочка на новый лад», «Дело было вечером», «Про модницу Лису», «Семья», «Осенний листочек», музыкальные - «Сказка о глупом мышонке», оперы: «Наши добрые соседи», «Гуси-лебеди», «Музыкальная сказка о том, как избушка стала дворцом» и др.
В работе по театрализованной деятельности применяю коммуникативные танцы-игры : «Я рисую речку», «Здравствуй, друг!», Весёлая зарядка», «Чика-рика» и др. Они построены на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализации микроклимата в своём коллективе.
Большую помощь в подготовке к театрализованным представлениям оказывают и родители воспитанников. Они совместно со своими детьми и воспитателями изготавливали игрушки, атрибуты к театрализованным играм, костюмы для инсценировок. Кульминацией данного события становятся театрализованные представления, где дети совместно с родителями ставили такие сказки как: «Кошкин дом», «Музыкальный магазин», «Паучок», «Федорино горе», «Волк и семеро козлят» и др.
Ежегодно в рамках празднования Всемирного дня театра в детском саду проходит традиционная неделя «Волшебный мир театра». За круглым столом педагоги обсуждают роль театра в воспитании детей, какие интересные формы работы можно использовать. Воспитатели рассказывают детям о театре, какие виды театра бывают, знакомят с историей его возникновения, его отличия от кинотеатра, с помощью презентации «Знакомство с театром» воспитанники познакомились с театрами родного города, театральными профессиями.
Также мы активно сотрудничаем с БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №3» Минобразования Чувашии, ежегодно показываем различные сказки воспитанникам с ОВЗ. Сказка радует юных зрителей яркими образами, ребята прекрасно передают характер персонажей сказки, переживая происходящие в них события, борясь со злом и проявляя готовность прийти на помощь слабому. А зрители, в свою очередь, награждают юных артистов бурными аплодисментами.
Воспитанники вместе с педагогами и родителями участвуют в конкурсах разного уровня и занимают призовые места. Приняли участие в городском конкурсе детских любительских театров «Театр – волшебство прекрасной сказки» с видеороликом сказки «Кошкин дом». Также участвовали в городском музыкально – театральном фестивале «550 сказок» с театральной постановкой «Гуси-лебеди». Сказка «Жил да был Лесовичок», которую я сочинила в стихотворной форме для детей старшей группы в межрегиональном конкурсе «Игра, как маленькая жизнь» заняла третье место.
Таким образом, театрализованная деятельность в детском саду развивает коммуникативные навыки дошкольников, помогая познавать им мир не только не только умом, но и сердцем, выражая собственное отношение к добру и злу, самореализации как личности, раскрывая творческий потенциал каждого ребёнка.