Галина Быстрова
Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Сообщение из опыта работы «Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников»
Подготовила
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ д/с № 24 «Полянка»
г. Кстово Бастрова Г. В.
Публикация «Сообщение из опыта работы „Роль игры в формировании коммуникативных навыков дошкольников“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Опыт работы, практика
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, он учится общаться с окружающими, складывается характер.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.
В сюжетно-ролевой игре дети приобретают навыки общения, у них развиваются коммуникативные умения, которые очень важны для дальнейшего процесса социализации личности и успешного вхождения в мир.
Тема «Формирование коммуникативных качеств у детей посредством сюжетно-ролевых игр» выбрана мною не случайно, так как в последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками.
Начиная работу по данной теме поставила цель: формирование у детей межличностных отношений в процессе сюжетно-ролевых игр.
Для решения этой цели выделила следующие задачи:
1. создание условий для активной и самостоятельной творческой деятельности;
2. совершенствование приемов и методов игры как основного вида деятельности дошкольников в формировании коммуникативных способностей;
3. расширение представлений об окружающем мире;
4. воспитание у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
В ходе анализа научно-методической литературы и имеющегося практического опыта по данной проблеме мною были выбраны современные инновационные технологии, такие как: Краснощёкова Н. В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста», Полякевич Ю. В. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет», Алябьева Е. А. «Поиграем в профессии» книга 1, 2 и многие другие.
На основе изученных технологий определила следующие направления работы :
1. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.
2. Составить перспективный план по формированию коммуникативных качеств посредством сюжетно-ролевых игр для детей 4 – 6 лет.
3. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе развития коммуникативных качеств в процессе сюжетно-ролевых игр.
Разработала и успешно внедряю в работу :
• Каталог сюжетно-ролевых игр;
• Картотеку игр и упражнений для развития коммуникативных способностей;
• Перспективный план по формированию коммуникативных качеств у детей посредством сюжетно-ролевых игр.
Весь комплекс сюжетно-ролевых игр, который отражается в перспективном плане помогает решить задачи по формированию коммуникативных способностей дошкольников :
- развивается связная речь детей в процессе создания сюжетов, игровых ситуаций, инсценировок;
- дети учатся вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальных компонентов (жесты, мимика);
- развиваются творческие способности детей и формируются психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
В работе с детьми использую эффективные методы и приемы, которые нашли отражение в перспективном плане и в систематизации игр, игровых упражнений для успешного развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Во время непосредственно образовательной деятельности и в совместной работе с детьми я чаще всего использую такие методические приёмы, как:
организация развивающих проблемно-практических и проблемно - игровых ситуаций, связанных с решением социально и нравственно значимых вопросов;
личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы;
совместные сюжетно-ролевые и игры с правилами социального содержания;
этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;
экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;
коммуникативные игры;
чтение и обсуждение художественных произведений.
В начале учебного года в группе создана пространственная предметно-развивающая среда в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, которая способствует развитию самостоятельной игровой деятельности. Созданы условия, которые предусматривают разнообразие игровой деятельности, которые помогают выявлять и развивать способности детей в любых формах образовательного процесса.
В группе оформлен Центр сюжетно-ролевых игр, где находятся атрибуты, оборудование, материалы для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Салон красоты», «Почта», «Пожарные», «Дорожное движение», «Магазин», «Театр», «Строители».
Организация Центра для детей старшего дошкольного возраста строится на основных принципах в соответствии с требованиями ФГОС:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- доступность, безопасность;
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность материалов;
- вариативность среды.
При организации предметно-развивающего пространства учитываю развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого ребёнка. В группе присутствуют все виды игр и игрушек - сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и др. ; игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).
В процессе работы по данной теме предметно-развивающая среда пополняется и изменяется с учётом развития и становления этапов формирования игры.
Для игры «Магазин» приобрели «фрукты и овощи», «продукты питания», касса, денежные купюры. Для игры «Поликлиника» - уголок «Доктор Айболит», для игры «Почта» изготовлены совместно с детьми письма и открытки, изготовлены сумка и кепка почтальона, посылки, для игры «Дорожное движение» приобретены карточки безопасности, дорожные знаки, коврик с дорожным движением, для игры «Салон красоты» приобретены наборы парикмахера, сшиты фартучки для мастеров, для игры «Семья» приобретена бытовая техника, набор для уборки.
В начале работы по этой теме, в ходе наблюдений я увидела проблемы взаимоотношений между дошкольниками, обнаружила конфликтные ситуации в группе. Между моими воспитанниками во время игровой, образовательной и совместной деятельности сформировался широкий диапазон взаимоотношений, которые не всегда складывались благополучно. Дети не умели договариваться, часто ссорились, конфликтовали, не пытаясь услышать друг друга, были агрессивны. Возникающие конфликтные ситуации не только препятствовали нормальному общению детей, но и мешали образовательному процессу в целом.
Я пришла к выводу, что необходимо помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.
В своей работе с детьми стала использовать сюжетно-ролевые игры, которые являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Повсеместно использую различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. В игре эффективно воспитываю умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развиваю чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
При ежедневном использовании в работе с детьми данных методов и приёмов у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, они приобретают знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи.
Организуя игры с детьми, развиваю у них самостоятельность и самоорганизацию, формирую умение договориться о теме игры, распределять роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.
Играя вместе с детьми, я демонстрирую собственную увлеченность игрой.
Как можно чаще хвалю и поощряю каждого ребёнка, чтобы никто из них не потерял интереса к игре. В своей работе стараюсь, чтобы каждый ребёнок самореализовался в игре, проявил своё неповторимое творчество.
Дети нашей группы играют в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и пр., но при организации таких игр я учитываю особенности современной социальной жизни и поэтому у нас поменялся образ типичного магазина - это супермаркет; вместо обычной парикмахерской мы чаще встречаемся с салоном красоты с широким спектром услуг.
Всё большее место в играх наших дошкольников начинает занимать опосредованный опыт : знания, полученные из книг, рассказов взрослых (воспитателей, родителей, экскурсий.
Таким образом, дети к концу года научились сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией, сформировалось умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.
Формирование коммуникативных качеств происходит не только на специально организованных занятиях, но и дома, в семье. Провожу разъяснительную работу с родителями по формированию коммуникативных навыков у детей. С этой целью были организованы индивидуальные консультации, в процессе которых рекомендовала родителям играть дома вместе с детьми, т. к. авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким.
В целях предварительной работы просила родителей организовать семейные экскурсии: при подготовке к игре «Почта» ходили на почту вместе с детьми, наблюдали за работой операторов, при подготовке к игре «Магазин» вместе с детьми наблюдали за работой продавцов в магазине, наблюдали за работой мастеров в салоне красоты, в поликлинике и т. д.
Для родительского уголка мною оформлены консультации :
«Играйте вместе с детьми»
«Игры, которые можно провести дома»
«Воспитание дружеских отношений в семье».
В апреле планирую провести родительское собрание «Роль семьи в развитии коммуникативных навыков у детей» с видеосюжетом, оформить фотовыставку «Мы играем».
Только при взаимодействии детского сада с семьей задачи обучения могут быть решены полностью, поэтому я осуществляю тесное сотрудничество с родителями. Хочется отметить активную позицию родителей, их заинтересованность в педагогическом процессе и качестве воспитания детей.
Наблюдения показали, что благодаря целенаправленной и планомерной работе по формированию коммуникативных качеств посредствам сюжетно-ролевых игр дала позитивный результат: дети лучше стали взаимодействовать в игре, сами придумывают сюжеты, более развернутые, насыщенные. Дети приобрели знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи.
В заключении хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.