Елена Вяленко
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Что, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу».
Публикация «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Но детей интересует не одна игра, они хотели бы общаться между собой и со взрослыми. Все дошкольное детство ребенка построено на том, что бы завоевать внимание взрослого и сверстников, показать свою уникальность.
Также, согласно ФГОС ДО, содержание образовательных областей Программы дошкольного учреждения может реализовываться в различных видах деятельности, а для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) в том числе в таких, как игровая и коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками).
Для полноценного игрового общения детей используем формы речевой работы как игровые образовательные ситуации. Существует 4 вида таких ситуаций: - ситуации - иллюстрации
- ситуации - упражнения
- ситуации – проблемы или ситуации - партнерского взаимодействия
- ситуации - оценки
Игровая образовательная ситуация – одна из форм совместной деятельности и может быть использована на протяжении всего образовательного процесса, т. е. во всех режимных моментах и в режиме всего пребывания в детском саду, будь то организованная или совместная деятельность. Навыки игрового общения, которые будут приобретены в игровой образовательной ситуации, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия способствует освоению ими векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других людей, используя для того ситуации упражнения. Например: Упражнение «Улыбка» используется для приветствия с применением невербальных средств, дети упражняются, что бы посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, что бы партнер понял, что рады именно ему и приветствует именно его.
Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Моя тема по самообразованию: «Формирование коммуникативных навыков старших дошкольников в процессе игры».
Цель: Развивать положительную эмоциональную среду детей, способствовать преодолению барьера в общении, лучшему пониманию себя и других. Сформировать у детей навыки общения, посредством коммуникативных игр.
Игры проводились в определенной последовательности.
В самом начале работы были предложены игры, направленные на преодоление у детей замкнутости, скованности, пассивности. Учились представлять себя коллективу сверстников, воспитывали доброжелательное отношение детей друг к другу, активизировали в речи детей ласковые, нежные слова. Можно погладить, обнять, поцеловать.
Игры : «Позови ласково», «Медвежата», «Путаница», «Волшебный стул».
Затем проводились игры на развитие языка жестов, мимики, пантомимики: детям давались понятия, что кроме языка существуют и другие средства общения. Учились передавать различные эмоциональные состояния, перевоплощались в животных, птиц, развивали умения невербально «описывать» предметы. Дети понимали, что выразительные движения и жесты – помощники общения.
Игры : «Где мы были, вам не скажем, а что делали - покажем», «Отгадай, кого изображаю», «Передача чувств» «Подарок другу», «Лесные звери», «Утята», «Муравьишки», «Злой дракон».
Следующие игры знакомили с эмоциями человека, учили распознавать эмоциональное состояние других людей, изучали эмоции и чувства свои и окружающих.
Игра «Определи эмоции» (по схемам, Изучение мимики своего лица – работа с зеркалом. Описание собственного чувственного состояния. Игра «Барометр настроения». Символическое изображение различных настроений детей, соотнесение его с фразеологическими оборотами (слезы градом, сравнениями (надулся как пузырь). Игры «Мимическая гимнастика», «Музыка и эмоции». «Рисуем эмоции пальцами» 1. Какое чувство выражает та эмоция?
2. Какие эмоции у вас вызывает та музыка?
На заключительном этапе проводились игры, способствующие развитию сплоченности в группе, умению сотрудничать. Развивали умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации, подчиняться правилам, воспитывали доверие, чувство ответственности за другого. Учились взаимодействовать друг с другом, устанавливать контакты, получая от того радость и удовольствие, развивали коммуникативные способности.
Игры «Менялки», «Связующая нить», «Разноцветный букет», «Волшебники», «Пирамида любви» «Солнечный зайчик» «Зеркало движений»
Мы проводили игровую ситуацию «Путешествие на корабле» в средней группе, путешествовали в Африку. На корабле было детское кафе «Морская звезда», был свой повар, т. е. кок, официанты, был врач, который оказывал медицинскую помощь, работала сувенирная лавка, комната отдыха, где можно почитать книгу и сделать прическу. Всех детей надо было обучить навыкам общения в различных ситуациях, а так же речевым навыкам связанных с профессиями.
Игра «Зеркало» - Ребята, вы любите смотреться в зеркало? Оно всегда повторяет то, что делаете вы. Давайте попробуем поиграть в зеркало. Один из вас будет показывать какие то движения, а все остальные будут зеркалом, которое будет повторять все показанные движения.
Игра «Чем мы все похожи» - надо разделиться на 3 команды, и каждой команде придумать по 10 слов чем мы все похожи.
Игра «Радио» - ведущий загадывает ребенка, описывает его внешность, а другие должны угадать по внещним особенностям, про кого идет речь.
Игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.
При проведении и организации игр придерживаюсь следующих правил: не стараюсь использовать за один раз несколько игр (у 6-7 летних детей работоспособность еще невелика, быстро утомляются и на том фоне может сложиться негативное отношение к игре). Использую время для игр до обеда и после сна, в течении 20 -25 минут, не говорю, что ребенок сделал что то не правильно, иначе в дальнейшем будет бояться давать искренние ответы.
Закончить наше общение хотелось бы словами Антуана де Сент – Экзюпери:
«Единственная настоящая роскошь – то роскошь человеческого общения.