Юлия Волковая
Консультация для воспитателей «Развитие когнитивной сферы дошкольников средствами нетрадиционного рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие когнитивной сферы дошкольников средствами нетрадиционного рисования
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время именно в системе детского сада существуют оптимальные условия для стимулирования развития мышления детей. Это позволяет улучшить процесс подготовки ребенка к школьному обучению. Возникновение и развитие мышления - социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы мышления. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. В дошкольном возрасте мышление ребёнка поднимается на новую, более высокую ступень развития. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Для этого в дошкольных учреждениях используют нетрадиционные приемы рисования.
Характеристика когнетивной сферы дошкольников.
Когнетивная сфера – это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, воображение и мышление.
Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений. Для развития зрительного восприятия формы, величины, цвета особое значение имеют продуктивные виды деятельности.
Дошкольное детство – возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него интерес, возбуждает эмоции, и запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Значительно легче запоминаются наглядные образы.
Совершенствование всех видов познавательных действий опирается на развитие речи ребенка. Слово фиксирует усваиваемые детьми сенсорные эталоны, включается в процессы мышления. Речь направляет работу воображения, внимания и памяти. Через речь ребенку передается опыт психической деятельности человечества.
В тесной связи с совершенствованием восприятия развивается мышление ребенка. У дошкольника оно начинает предварять практическое действие. Это происходит благодаря тому, что ребенок научается переносить способ действия, сложившийся в прошлом опыте, на другую ситуацию, не тождественную первой.
Мыслительные операции:
Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними.
Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам.
Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков.
Анализ— расчленение в плане представлений или материального моделирования предмета или явления на составные части.
Воображение – это процесс порождения образов в отсутствии реальной стимуляции органов чувств со стороны объективно существующих явлений и предметов. Воображение находится в тесной связи со всеми познавательными процессами (восприятием, памятью, мышлением) и речью. Воображение, как и другие познавательные процессы, нуждается в развитии. Оно возникает и развивается в процессе основных видов деятельности игры, труда, учения, общения, в том числе через использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству.
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие».
Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. В начале, это непосредственное знакомство со свойствами материалов, познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок начинает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалам будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. Чтобы правильно изобразить предмет, надо иметь четкое представление о нем, т. е. видеть характерные черты предмета, их соотношение друг с другом, форму и цвет. В процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.
Для умственного развития детей и роста их познавательной активности большое значение имеет постепенно расширяющийся запас на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь рисованием, дети усваивают опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть ножницы). Также дети знакомятся с различными свойствами воды, рисование по- сырому, рисование в технике набрызга).
Комментированное рисование как средство развития когнетивной сферы.
Развитие способностей детей к созданию изображения, формирование их изобразительно – игровых и технологических умений, навыков всё это происходит на фоне комментированного рисования. Поэтому в своей работе с детьми я использую именно этот приём, разработанный О. П. Гаврилушкиной
Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но учитывая скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей детей. Как отмечает Г. Н. Давыдова изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Материалов, которым можно наносить изображение богат. А это значит, что мы заставляем детей классифицировать, анализировать материал для рисования. Также основная цель таких занятий: развитие способности смотреть на мир и видеть его глазами художника-фантазера, приобщение к произведениям искусства, воспитание нравственного отношения к миру и к себе через мышление, воображение и восприятие. При использовании нетрадиционных приемов рисования на занятиях по изобразительной деятельности у детей происходит развитие творческого, образного мышления, фантазии, наблюдения. Следовательно, эти виды деятельности развивают зрительную, зрительно моторную память, образование ясных зрительных представлений. Наличие такого вида представлений дает пищу для работы мышления, воображения, способствует созданию ребенком выразительного художественного образа, положительно влияют на эмоциональное.
Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции, которых способствуют развитию абстрактно – логической памяти, мышления, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, мышление совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально – существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Поэтому я использую в своей работе нетрадиционные методы и приемы рисования, которые стимулируют развитие мышления, помогают раскрыться ребенку. Технология их выполнения интересна и доступна, позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию моторики руки и координации движения, способствует развитию речи и помогает подготовить руку к письму.
Приёмы комментированного рисования.
Самый простой вариант использования: я рисую и комментирую свои действия, при этом ребёнок выступает в роли того, кто угадывает содержание рисунка, восстанавливая его детали вместе с деталями рассказа, постепенно вовлекаясь в процесс рисования и меняясь ролями со взрослым.
Более сложный вариант в условиях работы с группой детей. Использую, как совокупность игровых педагогических ситуаций. Я на глазах у детей зарисовываю на доске или мольберте ситуации, отражающие бытовой, познавательный и эмоциональный опыт детей (дети становятся объектами изображения, и комментирую их. Например: «Я хочу нарисовать картину о красоте природы летом. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать красками, а вы мне будете по – настоящему рассказывать о признаках лета, ваших эмоциях, Я дополняю ответы, делаю их грамматически правильно оформленными, логически законченными предложениями.
Продолжительность такого комментированного рисования занимает не более 10 минут даже в старших группах. Можно нарисовать наблюдения детей на прогулке, также рассказывая красками. Потом можно перейти к рассказыванию по картине.
Следующий прием - рисование в парах. .Рисование в парах. Есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы В конце работы предлагаю рассказать о том, что у них получилось.
• Расскажи, что у вас получилось?
• Расскажи, что вы делали сначала, а что – потом?
• Расскажи, о чём рассказывает ваш рисунок? Что здесь происходит?
• У вас получилось это изобразить? Почему вы так думаете?
«Оживление картины» - распределяются роли персонажей, изображенных на рисунке, затем используя приемы словесного рисования передают ее содержание и особенности композиции. Прием направлен на развитие анализирующего восприятия и мышления, зрительно – двигательной координации в условиях коллективной работы.
«Дополнение изображения, созданного взрослым» - воспитатель
демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у детей создаёт его.
Предлагает детям дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет
изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему
самостоятельно. (техника – кляксография)