Вера Ларионова
Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК
Проблема формирования графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных художественных техник актуальна и подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях дошкольной образовательной организации, в основном практикуется в виде совместной организованной деятельности педагога и детей, что способствует развитию у детей основных знаний, практических умений и навыков по рисованию.
Публикация «Формирование графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисунки. Выставки детских рисунков
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Значительное внимание необходимо уделять закреплению графических образов, возникающих на основе восприятия определенного объекта окружающей действительности. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения рисованию должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, свойствах, способах действий с ними.
Объект исследования – процесс формирования графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс создания детьми старшего дошкольного возраста выразительных графических образов в рисунках средствами нетрадиционных художественных техник.
Цель исследования: изучение процесса развития графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста на основе применения нетрадиционных художественных техник.
Задачи исследования:
1. Теоретическое обоснование проблемы формирования графического образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста.
2. Подбор и апробация нетрадиционных техник рисования.
3. Организация серии занятий по рисованию, направленной на развитие выразительности графических образов, создаваемых средствами нетрадиционных художественных техник.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что графические образы, создаваемые детьми старшего дошкольного возраста, будут более выразительны, если:
использовать нетрадиционные художественные техники (рисование ладошкой, оттиск пробкой, обводка форм, кляксография, кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, отпечатки листьев, рисование по сырому, рисунок с мылом, флористика или фитодизайн, смешанная техника);
комбинировать нетрадиционные и традиционные техники рисования в организации непосредственной образовательной деятельности детей.
Решению задач будут способствовать методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ продуктов детского изобразительного творчества.
Работа состоит из двух глав, в теоретической части исследования рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы формирования графического образа в рисовании у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественных техник.
Своеобразие графических образов, создаваемых детьми, определяется:
- личностными особенностями ребенка (уровень развития воображения, доминирование того или иного вида воображения – «познавательного» или «эмоционального»);
- возрастными особенностями (в младшей и подготовительной группах детского сада уровень оригинальности детской продукции выше, а в средней и старшей – несколько снижается);
- особенностями обучения.
Наиболее целесообразно в работе, направленной на развитие графического образа в рисунках детей, использовать следующие методы: наблюдение; обследование предметов, метод творческих заданий; рассматривание картин и иллюстраций. Занятия нетрадиционным рисованием способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
Вторая глава исследования раскрывает содержание представленной экспериментальной работы.
С целью выявление уровня развития технических умений и навыков в рисовании по созданию графического образа у детей старшего дошкольного возраста экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида структурное подразделение «Детский сад №4»» г. Рузаевка Республики Мордовия.
Целью констатирующего этапа работы является выявление уровня развития технических умений и навыков в рисовании по созданию графического образа у детей старшего дошкольного возраста путем проведения занимательных занятий рисованием красками.
Были подобраны критерии оценивания уровня развития технических умений и навыков в рисовании по созданию графического образа у детей старшего дошкольного возраста :
1) способность создания графического образа на основе привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при помощи воображения в процессе изобразительной деятельности;
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально применять различные техники и рисовать живописными материалами, используя цвет.
Для проведения экспериментальной работы был подобран специальный цикл занятий. Использовалась программа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования «Волшебная палитра» Литовкиной Ольги Николаевны.
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия на тему «Пасмурный весенний день».
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети стремились создать графический образ на основе привлечения накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с тем, что дети не умеют передавать задуманный графический образ с помощью цвета.
Полученные результаты проведенного констатирующего эксперимента свидетельствуют, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком уровне, способность создавать художественный образ почти у всех отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на среднем уровне
Проанализировав рисунки детей, мы пришли к выводу – необходимо облегчить процесс усвоения технических навыков и умений рисования предмета с помощью введения в процесс обучения детей старшего дошкольного возраста по созданию выразительности реального изображения использование нетрадиционных художественных техник.
Проведение второго этапа экспериментальной работы предполагает такие направления деятельности педагога, как: познакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными художественными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними; развивать умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании при создании графического образа, используя выразительные средства;
В процессе проведения данной части эксперимента у детей воспитывается стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, сформируются умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа. Дети научатся рассуждать, делать выводы, обогатиться их словарный запас.
Цель формирующего эксперимента : организация серии занятий по рисованию, направленной на развитие выразительности графических образов, создаваемых средствами нетрадиционных художественных техник.
На этапе формирующего эксперимента была апробирована программа по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования «Волшебная палитра» О. Н. Литовкиной, которая дополнялась нашими занятиями.
Итоговый (контрольный) эксперимент был проведен в виде коллективной работы со всеми детьми на тему «Царство Нептуна».
Полученные результаты эксперимента позволяют сделать следующий вывод: после проведения цикла занятий с использованием разнообразных нетрадиционных художественных техник, видно, что у детей, имеющих способности к работе с красками и определенными техниками, изучаемые показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, способность к использованию цвета.
Все задачи, которые были поставлены в начале экспериментальной работы, были выполнены. Так, нами проанализированы и обоснованы психолого-педагогические исследования по проблеме формирования графического образа в рисунках у детей старшего дошкольного возраста. Проведена экспериментальная работа по формированию графического образа в рисунках у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных художественных техник. Подобраны и апробированы нетрадиционные художественные техники в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
Следовательно, первоначально выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Выводы
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых графических образов. Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию.
Для наибольшей результативности формирования графического образа в рисовании детей старшего дошкольного возраста необходимо применять комплексно как традиционные, так и нетрадиционные художественные техники изображения для того, чтобы создавать устойчивую мотивацию, стремление выразить свое отношение, настроение в созданном графическом образе.
Для достижения цели применялись следующие методы исследования: наблюдение, педагогический эксперимент, анализ продуктов детской изобразительной деятельности; был подобран цикл занятий.