Олимпиада Давлетбаева
Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком художественного опыта. В программе «Детство» содержание раздела «Художественное творчество» интегрируется с образовательными областями «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественная литература», «Музыка». Мы в нашей группе учим детей пользоваться изобразительным материалом : держать и действовать карандашом, кистью, красками (набирать краску, промывать, просушивать); достаточно смело и уверенно выполнять изобразительные действия : рисовать линии (прямые, замкнутые, штрихи, пятна, охотно и смело лепить (отрывать кусочки, скатывать); выполнять изображения, узнаваемые другими людьми.
Публикация «Развитие изобразительной деятельности детей раннего возраста в семье» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Воспитатели создают условия для формирования предпосылок детского творчества. Образовательные и творческие задачи решаются в тесном единстве, поскольку овладение простейшими техническими навыками и умениями происходит на конкретном содержании образного характера.
Родители должны помогать обогатить опыт детей новыми художественными впечатлениями, создавать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности, проявлений творчества. Родителям необходимо понимать, что ребенку 2 – 3 лет недостаточно лишь дать лист бумаги, карандаш, комок пластилина. Надо помочь ему найти замысел и развить его (например, рисование на темы «Дождик», «Снег идет», «Солнышко ярко светит», «Цветы растут» и т. д.).
Изобразительная деятельность ребенка в условиях семьи включает в себя рисование карандашами, красками (гуашь, фломастерами, лепку из пластилина, аппликацию из форм, заранее вырезанных взрослыми. Рисовать с маленькими детьми удобнее карандашами по следующим причинам: иметь карандаш и простую бумагу в любой обстановке проще и дешевле; для маленьких карандаш более ограничен и груб и потому более подходит к их маленькому умению; карандаш более аккуратен для их неумелых и несдержанных натур; карандаш требует меньше технических познаний в приемах работы; рисование кистью требует от ребенка вначале большего напряжения его внимания и мастерства, чем карандаш, ибо он должен одновременно следить и за формой, и за красочными пятнами – такое требование к малышу является излишним; ошибки, сделанные карандашом, несравненно легче и проще исправляются, чем ошибки, сделанные кистью; карандаш способствует развитию мелкой моторики.
Рисование мелками – своеобразный вид творчества. Для ребенка необычно и увлекательно создавать рисунки не на листе бумаги, а на гладком сером асфальте. Рисование на асфальте – это не только веселое занятие во время прогулки. Это и творчество, и познание малышом окружающего мира. Родители также могут предложить ребенку рисовать палочкой на земле, на снегу.
Перед праздником 8 Марта можно родителям организовать с малышами занятия рисованием, лепкой, аппликацией. Накануне этого дня в детском саду дети готовят подарки мамам (работы по аппликации). Дома ребенок может сделать такую же аппликацию самостоятельно и подарить ее бабушке, например, наклеить красивый цветок, части которого (стебелек, лепестки, листья) заранее должны быть вырезаны взрослыми. Если родители вместе с ребенком слепят из глины простую фигурку, чашечку, то потом можно ее декоративно раскрасить.
Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка должно быть в комнате определенное, хорошо освещенное место, свет должен падать с левой стороны. Родителям надо обращать внимание на то, чтобы ребенок правильно сидел за столом, не горбился, не наклонялся очень низко, проверить, соответствуют ли стол и стул росту ребенка.
У ребенка дома должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, пластилин, краски, но и место, где их хранить. Для этого желательно иметь небольшую детскую открытую полочку. Родители постепенно приучают ребенка самостоятельно пользоваться материалами и убирать их после занятия на место. В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Красками целесообразно рисовать в субботу, воскресенье, так как электрическое освещение нежелательно для работы красками.
У ребенка дома должны быть книжки с яркими картинками. Это «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Репка» и т. д. Кроме того очень хорошо приобрести для ребенка книжки-малышки, книжки-игрушки. Необычная форма этих книг сразу привлекает внимания малыша. Родители должны учить маленького ребенка рассматривать картинки. Малыш водит пальцем по страницам, находит знакомых ему животных, подражает звукам, жестикулирует, разговаривает с ними.
Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка. Большое значение при этом отводится эстетическому воспитанию, различным видам художественной деятельности, формированию детского изобразительного творчества.
Литература.
1. Детский сад и семья. Изобразительное творчество от колыбели до порога школы / Составитель, научный редактор И. А. Лыкова. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2010. – 160 с., илл
2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528с.
3. Миргазова А. Развитие творческих способностей детей //Дошкольное воспитание. 2010. №12 – С. 111-114.
4. Смирнова Е. Ранний возраст – важный этап развития человека //Дошкольное воспитание. 2009. №8 – С. 18-21.