Лучший педагог года

Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок

Галина Смирнова
Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок

1 слайд. Интонационная выразительность речи.

Для нас, музыкальных руководителей, важна такая сторона речевого творчества, как интонационная выразительность речи.

Многие родители и педагоги сталкиваются с проблемой монотонности речи у детей. Заметить невыразительность речи можно во время прочтения стихотворения ребёнком, разыгрывания какой-нибудь сценки. А между тем, развитие интонационной выразительности речи у ребёнка является важной частью его общего развития.

Публикация «Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок» размещена в разделах

2 слайд. Актуальность.

Передо мной стала задача поиска путей интенсификации процесса развития у детей такого элемента культуры речи – интонационная выразительность.

Надо отметить, что развитие интонационной выразительности некоторое время недооценивалось педагогами дошкольной системы образования. Однако в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь.

3 слайд. Проблема.

Но… работа по культуре речи в массовых группах дошкольного образовательного учреждения нередко сводится только обучению детей звукоподражанию и правильному звукопроизношению.

А интонационная выразительность прорабатываются в недостаточной мере. Занятия имеют слабо выраженную эмоциональность, что отражается на малой заинтересованности и недостаточном внимании детей.

4 слайд. Причины невыразительной речи :

дети не осознают значимость интонации для передачи смысла своих слов;

снижение силы мышц языка, губ, голосовых связок;

неумение пользоваться средствами выразительности речи;

индивидуальные психические особенности ребёнка.

выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства, но не всегда этому учат.

традиции воспитания. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.

Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Как всякая творческая деятельность она должна развиваться в процессе специальных занятий.

5 слайд. Связь музыки и поэзии.

Музыка и поэзия… Поэзия и музыка…

Две стихии, две силы, которые тесно взаимосвязаны и переплетаются в нашей жизни, сливаясь в единое целое.

Недаром Виссарион Григорьевич Белинский писал:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится

к гармонии русского слова, сердце преисполнится

чувством изящного, пусть поэзия действует на них

так же, как и музыка».

В. Г. Белинский.

В своей деятельности я решила использовать такие дидактические средства - музыка и стихотворная речь, включая их в разнообразную продуктивную деятельность, что будет способствовать формированию устойчивых ритмико-интонационных качеств у детей и избавит их устную речь от монотонности, вялости, нерешительности.

6 слайд. Музыкальная игра-сказка.

Музыкальная игра – сказка – синтез нескольких видов искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра. Однако, эмоциональным стержнем музыкальной игры – сказки является музыка. Именно музыка побуждает ребенка выразить свое отношение к героям и событиям сказки. Вовлекая детей в игровую деятельность, педагог побуждает их самостоятельно подбирать выразительные средства для передачи игровых образов с помощью разных видов музыкальной деятельности (ритмопластики, декламации, пения, применения музыкальных инструментов).

Разыгрывание музыкальных сказок на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речью, мимикой, движением.

Разучивание текста в музыкальной игре-сказке идёт от музыки, от её интонационной выразительности, это помогает ребёнку быстрее вжиться в образ, эмоционально и выразительно передать особенности персонажа.

Здесь нет жёстких рамок в закреплении ролей за определённым ребёнком. Каждый может себя реализовать в любом образе.

7 слайд. Цель: эмоционально развитый, красиво говорящий ребёнок.

Задачи речевого развития в музыкальной игре-сказке :

укрепление речевого слуха и памяти;

выработка четкой дикции;

овладение средствами интонационной выразительности;

развитие творческих способностей ребенка;

расширение кругозора;

воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и. п.).

8 слайд. Интонация.

Вдумайтесь в значение слова «интонация». Это очень общее понятие для музыки и для речи. «Музыка слова» так можно охарактеризовать интонацию. Интонационная выразительность речи формируется преимущественно к пятилетнему возрасту естественным путём по подражанию. Для развития интонационной выразительности речи рекомендуется прослушивание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, хорошо модулированным голосом. Отлично подходят для этого аудио сказки, записанные профессиональными артистами.

Рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по развитию у детей интонационной выразительности.

Интонация включает в себя : мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр и паузы. Прежде, чем приступать к развитию интонационной выразительности речи у ребёнка, необходимо научить его передавать свои эмоции при помощи мимики.

9 Слайд. Мимика.

Выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.

«Мимический диктант»

Материалы: небольшие карточки с изображением различных мимических выражений.

Педагог говорит предложения, ребёнок выкладывают по порядку карточки с соответствующим мимическим выражением.

«Угадай-ка»

Материалы: те же карточки с изображением различных мимических выражений, что и в прошлой игре.

Чем больше детей в неё играет, тем интереснее.

Карточки перевернуть, ребёнок берет одну из карточек и изображает с помощью мимики эмоциональное состояние, показанное на картинке. Все остальные отгадывают.

«Маска»

Материалы: маски с изображением эмоций.

В эту игру лучше играть с небольшим количеством детей. На одного ребёнка одевается маска, какая он не знает. Остальные описывают положение рта, глаз, бровей, а ребенок в маске должен догадаться какая это эмоция.

После того, как ребёнок научился передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, можно приступать к развитию интонационной выразительности, а точнее её компонентов.

10 Слайд. Темп.

Скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз (временных остановок в речи) между речевыми отрезками.

Музыкальная игра «Карусель».

Дети встают в круг и держатся за ленточки в карусели, начинается движение по кругу. Темп все время разный от медленной ходьбы, до бега.

«Определи темп».

Материалы: кружки 3-х цветов (красные, зелёные, синие).

Взрослый читает любое стихотворение, меняя постоянно темп речи. Ребенок выкладывает кружки, последовательность зависит от темпа речи взрослого. Красный означает быстрый темп, зелёный умеренный, а синий медленный.

11Слайд. Ритм.

Равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

«Узоры», «Гусеницы»

Материалы: разноцветная мозаика или разноцветные счётные палочки.

Взрослый бьет ладошкой по столу с разной силой, ребёнок выкладывает последовательно детали мозаики или счётных палочек в зависимости от силы удара. Например: жёлтая деталь - сильный удар, синяя - слабый. Затем ребёнок пробует воспроизвести ритм сам.

12 слайд. Пальчиковая гимнастика. Логоритмика.

Очень хорошим средством для формирования и развития чувства ритма являются пальчиковая гимнастика и логоритмика (это двигательные упражнения, сочетающие в себе движения, речь и музыку). Дети очень любят музыкально - двигательные разминки по методике Сергея и Екатерины Железновых.

13 Слайд. Паузы.

Облегчают дыхание, позволяют вдохнуть воздух во время разговора (физиологическая пауза, собраться с мыслями (пауза размышления, паузы помогают слушателям правильно понять смысл речи (логическая пауза).

«Путаница».

Взрослый читает текст с картинок без остановок. Ребенок должен определить, где надо делать паузы.

14 Слайд. Мелодика голоса.

Движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

«Диктант».

Материалы: карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Взрослый произносит текст, а ребёнок выкладывает карточки с соответствующими знаками.

15 Слайд. Тембр.

Эмоциональная окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

«Угадай»

Взрослый произносит фразы разным голосом (радостным, грустным, злым, удивлённым, испуганным и др., ребёнок определяет тембр. Затем можно поменяться, и угадывать будет взрослый.

16 слайд. Фото.

Пальчиковые игры, логоритмика, этюды на эмоции.

17слайд. Фото.

Музыкальные игры-сказки : «Дюймовочка» на ритмопластику, музыкальная драматизация «Репка», «Гуси-лебеди», «Осенняя сказка».

Разыгрывание музыкальной сказки на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речью, мимикой, движением.

Музыкальная игра-сказка это новейшее средство развития эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста, в том числе развитию интонационной выразительности речи у детей. Музыкальные игры-сказки могут использоваться в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей.

Публикации по теме:

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песниМетодические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок
Опубликовано: 24 марта 2021 в 17:11
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок» (включая файлы) размещена пользователем Галина Смирнова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

8 ноября. День детского меню. Папка передвижка «Правильное питание»

Правильноепитание — залог здоровья, а культура питания закладывается в семье. Важная задача — привить ребенку привычку к здоровому питанию.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД