Галина Смирнова
Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок
1 слайд. Интонационная выразительность речи.
Для нас, музыкальных руководителей, важна такая сторона речевого творчества, как интонационная выразительность речи.
Многие родители и педагоги сталкиваются с проблемой монотонности речи у детей. Заметить невыразительность речи можно во время прочтения стихотворения ребёнком, разыгрывания какой-нибудь сценки. А между тем, развитие интонационной выразительности речи у ребёнка является важной частью его общего развития.
Публикация «Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2 слайд. Актуальность.
Передо мной стала задача поиска путей интенсификации процесса развития у детей такого элемента культуры речи – интонационная выразительность.
Надо отметить, что развитие интонационной выразительности некоторое время недооценивалось педагогами дошкольной системы образования. Однако в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь.
3 слайд. Проблема.
Но… работа по культуре речи в массовых группах дошкольного образовательного учреждения нередко сводится только обучению детей звукоподражанию и правильному звукопроизношению.
А интонационная выразительность прорабатываются в недостаточной мере. Занятия имеют слабо выраженную эмоциональность, что отражается на малой заинтересованности и недостаточном внимании детей.
4 слайд. Причины невыразительной речи :
дети не осознают значимость интонации для передачи смысла своих слов;
снижение силы мышц языка, губ, голосовых связок;
неумение пользоваться средствами выразительности речи;
индивидуальные психические особенности ребёнка.
выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства, но не всегда этому учат.
традиции воспитания. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.
Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Как всякая творческая деятельность она должна развиваться в процессе специальных занятий.
5 слайд. Связь музыки и поэзии.
Музыка и поэзия… Поэзия и музыка…
Две стихии, две силы, которые тесно взаимосвязаны и переплетаются в нашей жизни, сливаясь в единое целое.
Недаром Виссарион Григорьевич Белинский писал:
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится
к гармонии русского слова, сердце преисполнится
чувством изящного, пусть поэзия действует на них
так же, как и музыка».
В. Г. Белинский.
В своей деятельности я решила использовать такие дидактические средства - музыка и стихотворная речь, включая их в разнообразную продуктивную деятельность, что будет способствовать формированию устойчивых ритмико-интонационных качеств у детей и избавит их устную речь от монотонности, вялости, нерешительности.
6 слайд. Музыкальная игра-сказка.
Музыкальная игра – сказка – синтез нескольких видов искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра. Однако, эмоциональным стержнем музыкальной игры – сказки является музыка. Именно музыка побуждает ребенка выразить свое отношение к героям и событиям сказки. Вовлекая детей в игровую деятельность, педагог побуждает их самостоятельно подбирать выразительные средства для передачи игровых образов с помощью разных видов музыкальной деятельности (ритмопластики, декламации, пения, применения музыкальных инструментов).
Разыгрывание музыкальных сказок на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речью, мимикой, движением.
Разучивание текста в музыкальной игре-сказке идёт от музыки, от её интонационной выразительности, это помогает ребёнку быстрее вжиться в образ, эмоционально и выразительно передать особенности персонажа.
Здесь нет жёстких рамок в закреплении ролей за определённым ребёнком. Каждый может себя реализовать в любом образе.
7 слайд. Цель: эмоционально развитый, красиво говорящий ребёнок.
Задачи речевого развития в музыкальной игре-сказке :
укрепление речевого слуха и памяти;
выработка четкой дикции;
овладение средствами интонационной выразительности;
развитие творческих способностей ребенка;
расширение кругозора;
воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и. п.).
8 слайд. Интонация.
Вдумайтесь в значение слова «интонация». Это очень общее понятие для музыки и для речи. «Музыка слова» так можно охарактеризовать интонацию. Интонационная выразительность речи формируется преимущественно к пятилетнему возрасту естественным путём по подражанию. Для развития интонационной выразительности речи рекомендуется прослушивание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, хорошо модулированным голосом. Отлично подходят для этого аудио сказки, записанные профессиональными артистами.
Рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по развитию у детей интонационной выразительности.
Интонация включает в себя : мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр и паузы. Прежде, чем приступать к развитию интонационной выразительности речи у ребёнка, необходимо научить его передавать свои эмоции при помощи мимики.
9 Слайд. Мимика.
Выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.
«Мимический диктант»
Материалы: небольшие карточки с изображением различных мимических выражений.
Педагог говорит предложения, ребёнок выкладывают по порядку карточки с соответствующим мимическим выражением.
«Угадай-ка»
Материалы: те же карточки с изображением различных мимических выражений, что и в прошлой игре.
Чем больше детей в неё играет, тем интереснее.
Карточки перевернуть, ребёнок берет одну из карточек и изображает с помощью мимики эмоциональное состояние, показанное на картинке. Все остальные отгадывают.
«Маска»
Материалы: маски с изображением эмоций.
В эту игру лучше играть с небольшим количеством детей. На одного ребёнка одевается маска, какая он не знает. Остальные описывают положение рта, глаз, бровей, а ребенок в маске должен догадаться какая это эмоция.
После того, как ребёнок научился передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, можно приступать к развитию интонационной выразительности, а точнее её компонентов.
10 Слайд. Темп.
Скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз (временных остановок в речи) между речевыми отрезками.
Музыкальная игра «Карусель».
Дети встают в круг и держатся за ленточки в карусели, начинается движение по кругу. Темп все время разный от медленной ходьбы, до бега.
«Определи темп».
Материалы: кружки 3-х цветов (красные, зелёные, синие).
Взрослый читает любое стихотворение, меняя постоянно темп речи. Ребенок выкладывает кружки, последовательность зависит от темпа речи взрослого. Красный означает быстрый темп, зелёный умеренный, а синий медленный.
11Слайд. Ритм.
Равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса).
«Узоры», «Гусеницы»
Материалы: разноцветная мозаика или разноцветные счётные палочки.
Взрослый бьет ладошкой по столу с разной силой, ребёнок выкладывает последовательно детали мозаики или счётных палочек в зависимости от силы удара. Например: жёлтая деталь - сильный удар, синяя - слабый. Затем ребёнок пробует воспроизвести ритм сам.
12 слайд. Пальчиковая гимнастика. Логоритмика.
Очень хорошим средством для формирования и развития чувства ритма являются пальчиковая гимнастика и логоритмика (это двигательные упражнения, сочетающие в себе движения, речь и музыку). Дети очень любят музыкально - двигательные разминки по методике Сергея и Екатерины Железновых.
13 Слайд. Паузы.
Облегчают дыхание, позволяют вдохнуть воздух во время разговора (физиологическая пауза, собраться с мыслями (пауза размышления, паузы помогают слушателям правильно понять смысл речи (логическая пауза).
«Путаница».
Взрослый читает текст с картинок без остановок. Ребенок должен определить, где надо делать паузы.
14 Слайд. Мелодика голоса.
Движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.
«Диктант».
Материалы: карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.
Взрослый произносит текст, а ребёнок выкладывает карточки с соответствующими знаками.
15 Слайд. Тембр.
Эмоциональная окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).
«Угадай»
Взрослый произносит фразы разным голосом (радостным, грустным, злым, удивлённым, испуганным и др., ребёнок определяет тембр. Затем можно поменяться, и угадывать будет взрослый.
16 слайд. Фото.
Пальчиковые игры, логоритмика, этюды на эмоции.
17слайд. Фото.
Музыкальные игры-сказки : «Дюймовочка» на ритмопластику, музыкальная драматизация «Репка», «Гуси-лебеди», «Осенняя сказка».
Разыгрывание музыкальной сказки на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речью, мимикой, движением.
Музыкальная игра-сказка это новейшее средство развития эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста, в том числе развитию интонационной выразительности речи у детей. Музыкальные игры-сказки могут использоваться в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей.