Лучший педагог года

Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок

Галина Смирнова
Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок

1 слайд. Интонационная выразительность речи.

Для нас, музыкальных руководителей, важна такая сторона речевого творчества, как интонационная выразительность речи.

Многие родители и педагоги сталкиваются с проблемой монотонности речи у детей. Заметить невыразительность речи можно во время прочтения стихотворения ребёнком, разыгрывания какой-нибудь сценки. А между тем, развитие интонационной выразительности речи у ребёнка является важной частью его общего развития.

Публикация «Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок» размещена в разделах

2 слайд. Актуальность.

Передо мной стала задача поиска путей интенсификации процесса развития у детей такого элемента культуры речи – интонационная выразительность.

Надо отметить, что развитие интонационной выразительности некоторое время недооценивалось педагогами дошкольной системы образования. Однако в развитии речи интонационная работа играет большую роль. При правильно организованном обучении речь детей становится живой, непринужденной, у детей появляется желание совершенствовать свою речь.

3 слайд. Проблема.

Но… работа по культуре речи в массовых группах дошкольного образовательного учреждения нередко сводится только обучению детей звукоподражанию и правильному звукопроизношению.

А интонационная выразительность прорабатываются в недостаточной мере. Занятия имеют слабо выраженную эмоциональность, что отражается на малой заинтересованности и недостаточном внимании детей.

4 слайд. Причины невыразительной речи :

дети не осознают значимость интонации для передачи смысла своих слов;

снижение силы мышц языка, губ, голосовых связок;

неумение пользоваться средствами выразительности речи;

индивидуальные психические особенности ребёнка.

выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства, но не всегда этому учат.

традиции воспитания. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.

Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Как всякая творческая деятельность она должна развиваться в процессе специальных занятий.

5 слайд. Связь музыки и поэзии.

Музыка и поэзия… Поэзия и музыка…

Две стихии, две силы, которые тесно взаимосвязаны и переплетаются в нашей жизни, сливаясь в единое целое.

Недаром Виссарион Григорьевич Белинский писал:

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится

к гармонии русского слова, сердце преисполнится

чувством изящного, пусть поэзия действует на них

так же, как и музыка».

В. Г. Белинский.

В своей деятельности я решила использовать такие дидактические средства - музыка и стихотворная речь, включая их в разнообразную продуктивную деятельность, что будет способствовать формированию устойчивых ритмико-интонационных качеств у детей и избавит их устную речь от монотонности, вялости, нерешительности.

6 слайд. Музыкальная игра-сказка.

Музыкальная игра – сказка – синтез нескольких видов искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства, хореографии, театра. Однако, эмоциональным стержнем музыкальной игры – сказки является музыка. Именно музыка побуждает ребенка выразить свое отношение к героям и событиям сказки. Вовлекая детей в игровую деятельность, педагог побуждает их самостоятельно подбирать выразительные средства для передачи игровых образов с помощью разных видов музыкальной деятельности (ритмопластики, декламации, пения, применения музыкальных инструментов).

Разыгрывание музыкальных сказок на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речью, мимикой, движением.

Разучивание текста в музыкальной игре-сказке идёт от музыки, от её интонационной выразительности, это помогает ребёнку быстрее вжиться в образ, эмоционально и выразительно передать особенности персонажа.

Здесь нет жёстких рамок в закреплении ролей за определённым ребёнком. Каждый может себя реализовать в любом образе.

7 слайд. Цель: эмоционально развитый, красиво говорящий ребёнок.

Задачи речевого развития в музыкальной игре-сказке :

укрепление речевого слуха и памяти;

выработка четкой дикции;

овладение средствами интонационной выразительности;

развитие творческих способностей ребенка;

расширение кругозора;

воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и. п.).

8 слайд. Интонация.

Вдумайтесь в значение слова «интонация». Это очень общее понятие для музыки и для речи. «Музыка слова» так можно охарактеризовать интонацию. Интонационная выразительность речи формируется преимущественно к пятилетнему возрасту естественным путём по подражанию. Для развития интонационной выразительности речи рекомендуется прослушивание сказок, стихов, других литературных текстов, прочитанных очень выразительно, с правильно поставленными акцентами, хорошо модулированным голосом. Отлично подходят для этого аудио сказки, записанные профессиональными артистами.

Рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по развитию у детей интонационной выразительности.

Интонация включает в себя : мелодику, темп, ритм, логическое и фразовое ударение, тембр и паузы. Прежде, чем приступать к развитию интонационной выразительности речи у ребёнка, необходимо научить его передавать свои эмоции при помощи мимики.

9 Слайд. Мимика.

Выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.

«Мимический диктант»

Материалы: небольшие карточки с изображением различных мимических выражений.

Педагог говорит предложения, ребёнок выкладывают по порядку карточки с соответствующим мимическим выражением.

«Угадай-ка»

Материалы: те же карточки с изображением различных мимических выражений, что и в прошлой игре.

Чем больше детей в неё играет, тем интереснее.

Карточки перевернуть, ребёнок берет одну из карточек и изображает с помощью мимики эмоциональное состояние, показанное на картинке. Все остальные отгадывают.

«Маска»

Материалы: маски с изображением эмоций.

В эту игру лучше играть с небольшим количеством детей. На одного ребёнка одевается маска, какая он не знает. Остальные описывают положение рта, глаз, бровей, а ребенок в маске должен догадаться какая это эмоция.

После того, как ребёнок научился передавать эмоциональное состояние при помощи мимики, можно приступать к развитию интонационной выразительности, а точнее её компонентов.

10 Слайд. Темп.

Скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз (временных остановок в речи) между речевыми отрезками.

Музыкальная игра «Карусель».

Дети встают в круг и держатся за ленточки в карусели, начинается движение по кругу. Темп все время разный от медленной ходьбы, до бега.

«Определи темп».

Материалы: кружки 3-х цветов (красные, зелёные, синие).

Взрослый читает любое стихотворение, меняя постоянно темп речи. Ребенок выкладывает кружки, последовательность зависит от темпа речи взрослого. Красный означает быстрый темп, зелёный умеренный, а синий медленный.

11Слайд. Ритм.

Равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

«Узоры», «Гусеницы»

Материалы: разноцветная мозаика или разноцветные счётные палочки.

Взрослый бьет ладошкой по столу с разной силой, ребёнок выкладывает последовательно детали мозаики или счётных палочек в зависимости от силы удара. Например: жёлтая деталь - сильный удар, синяя - слабый. Затем ребёнок пробует воспроизвести ритм сам.

12 слайд. Пальчиковая гимнастика. Логоритмика.

Очень хорошим средством для формирования и развития чувства ритма являются пальчиковая гимнастика и логоритмика (это двигательные упражнения, сочетающие в себе движения, речь и музыку). Дети очень любят музыкально - двигательные разминки по методике Сергея и Екатерины Железновых.

13 Слайд. Паузы.

Облегчают дыхание, позволяют вдохнуть воздух во время разговора (физиологическая пауза, собраться с мыслями (пауза размышления, паузы помогают слушателям правильно понять смысл речи (логическая пауза).

«Путаница».

Взрослый читает текст с картинок без остановок. Ребенок должен определить, где надо делать паузы.

14 Слайд. Мелодика голоса.

Движение голоса по высоте, то есть скольжение его от основного тона вверх и вниз; благодаря наличию в речи гласных звуков придает ей певучесть, нежность, гибкость.

«Диктант».

Материалы: карточки с изображением точки, восклицательного и вопросительного знаков.

Взрослый произносит текст, а ребёнок выкладывает карточки с соответствующими знаками.

15 Слайд. Тембр.

Эмоциональная окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки («грустный, веселый, мрачный» тембр и т. п.).

«Угадай»

Взрослый произносит фразы разным голосом (радостным, грустным, злым, удивлённым, испуганным и др., ребёнок определяет тембр. Затем можно поменяться, и угадывать будет взрослый.

16 слайд. Фото.

Пальчиковые игры, логоритмика, этюды на эмоции.

17слайд. Фото.

Музыкальные игры-сказки : «Дюймовочка» на ритмопластику, музыкальная драматизация «Репка», «Гуси-лебеди», «Осенняя сказка».

Разыгрывание музыкальной сказки на музыкальных занятиях позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами : речью, мимикой, движением.

Музыкальная игра-сказка это новейшее средство развития эмоционально-творческой культуры детей дошкольного возраста, в том числе развитию интонационной выразительности речи у детей. Музыкальные игры-сказки могут использоваться в работе с детьми 4-7 лет на занятиях, утренниках, развлечениях, а также во время свободной деятельности детей.

Публикации по теме:

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песниМетодические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни Методические приёмы в работе музыкального руководителя в процессе разучивания песни. (для детей 3-4 лет) Песня «Зима» муз Г. Карасевой,.

Методический прием в процессе разучивания песни: «Цыплята» Методический приём в процессе разучивания песни : " Цыплята" .Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, для детей 3-4 лет Диапазон песни.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Подборка методической литературы по теме «Развитие выразительности речи дошкольника» Выразительная речь – это сложная функция, ее развитие зависит от многих аспектов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок.

Развитие диалогической речи в процессе рассматривания картин Задания: 1. Проанализировать (письменно) серии картин для детского сада и методические указания к ним Картина — один из главных атрибутов.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие выразительности речи у старших дошкольников средством поэтических произведений Обучение детей выразительности речи, начинается задолго до школы еще в дошкольном возрасте. С помощью выразительной речи значительно глубже.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре»Занятие по развитию речи в старшей группе «Развитие интонационной речи в театрализованной игре» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Развитие интонационной речи через театрализованную игру» Цель: Формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интонационной выразительности речи у детей в процессе разучивания музыкальных игр-сказок
Опубликовано: 24 марта 2021 в 17:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД