Олеся Мамаева
Развитие интонационно-ритмической структуры речи у дошкольника с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенок уже научился произносить отдельные звуки речи, слоги, произносить по подражанию или самостоятельно простые слова, очень важно сразу стимулировать его повторять 2-3-х сложные слова и простые фразы («тетя на», «мама, дай», «дай лялю», «пойдем домой» и т. п.). Неговорящим малышам, да и детям, которые уже умели говорить небольшое число слов до операции очень трудно даже повторить такую «длинную» для них последовательность артикуляторных движений. Они пропускают слоги, повторяют/произносят вместо 3-х сложного слова два слога, вместо фразы - только одно слово. Развитию этого умения очень помогают описанные выше упражнения по развитию речевого дыхания и голоса. Но очень эффективны и специальные упражнения по развитию восприятия и повторения последовательности движений с разным ритмом.
Публикация «Развитие интонационно-ритмической структуры речи у дошкольника с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Игра «Похлопаем в ладоши!» Учим малыша хлопать в ладоши с разным интервалом между хлопками и в разном ритме. Сначала главное в этом задании, чтобы ребенок повторял эти движения, видя движения взрослого. Когда он уже будет легко повторять за взрослым, мы будем учить его выполнять эти движения на слух.
Упражнение выполняем в следующей последовательности. Начинаем с 2-х хлопков.
1-й этап. Привлекаем внимание ребенка: «Слушай, будем хлопать в ладоши». Педагог медленно хлопает в ладоши 2 раза, так чтобы малыш видел его движения. Потом педагог предлагает повторить движения маме. Повторение помогает малышу понять, что от него хотят, запомнить движение. Кроме того, привлекая маму, мы делаем игру интересней и одновременно учим ее делать это самостоятельно. Затем наступает очередь ребенка. При выполнении им движений надо обратить его внимание на число хлопков. Если он просто начинает много раз хлопать, то опять последовательно повторить по очереди движения педагогу и маме. Поиграйте в эту игру по очереди с ребенком несколько раз, чтобы он научился делать это быстро и точно.
2-й этап. Меняем паузу между хлопками - педагог быстро хлопает 2 раза (короткая пауза между хлопками). Эти движения повторяет мама. В обоих случаях ребенок наблюдает за движениями. Следующая очередь его - он должен 2 раза быстро похлопать в ладоши. Поиграйте в эту игру по очереди с ребенком несколько раз, чтобы он научился делать это быстро и точно.
3-й этап. Учим малыша повторять за взрослым 2 хлопка с разной паузой - короткой и длинной, используя описанную выше очередность. Поиграйте в эту игру по очереди с ребенком несколько раз, чтобы он научился делать это быстро и точно, видя движения взрослого.
4-й этап. Учим малыша повторять за взрослым 2 хлопка с разной паузой - короткой и длинной только на слух, не видя движения взрослого. При этом используем описанную выше очередность.
5-й этап. Учим малыша хлопать и одновременно произносить слоги. Для этого используем слог, который малыш уже достаточно хорошо произносит («МА» или «ПА»). Последовательность упражнений такая же, как описана выше.
Учим малыша это делать, произнося другие доступные для него слоги. Но для этого лучше использовать другие движения, например, стуча по столу кулачками или стуча по барабану.
После того, как малыш научился выполнять задание с 2-мя хлопками, увеличиваем число хлопков до З-х-4-х. В этом задании можно делать неодинаковые паузы между хлопками, что еще больше усложняет задание (например, «ПА ПАПА», «ПАПА ПА»).
Другие упражнения по развитию у ребенка очень важного умения узнавать и повторять правильно число слогов в слове и фразе можно найти в книгах по развитию речи у глухих детей (Леонгард, Самсонова,1991;Пелымская, Шматко, 2003). Упражнения по развитию умения узнавать и повторять слово по слогам нужно обязательно заканчивать упражнением, которое поможет ребенку произносить слова слитно. Для этого при произнесении 2-х и более слогов или многосложных слов или фразы после того, как ребенок правильно произнес их с отхлопыванием числа слогов, мы произносим это слово/фразу напевно, сопровождая его плавным движением кисти руки в соответствии с произнесением слогов (справа- налево-направо, как бы дирижируя. После того, как ребенок увидел это, он должен повторить слово напевно в сопровождении с плавным движением своей ручки. Можно проводить плавные движений рукой сначала по своей ладони, а потом по его ладошке. Обычно малыши очень легко учатся произносить слово/фразу плавно, если одновременно он плавно двигает ручкой в такт слогам произносимого слова/фразы.