Кристина Болгова
Развитие интеллектуальных способностей у детей с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных способностей у детей с нарушением речи. Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе - в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Интеллект играет решающую роль в развитии ребенка дошкольного возраста, в его познании окружающего мира. В конце концов, интеллект отличает нас от животных, и развивать его крайне важно. Часто именно интеллектуальный уровень ребенка определяет его готовность к школе. Развитие интеллекта дошкольника тесно связано с речью. В три года речь рассматривается ребёнком как способ озвучить собственные действия. Однако планировать при помощи речи дети еще не умеют. Ребёнок 4 лет может описать практический ход события, но не может рассказать o том, что нужно сделать в будущем времени. К 5 годам с помощью речи дети планируют свою деятельность. Однако основу мыслительных действий по-прежнему составляют образы. И только шестилетние дошкольники способны планировать свои действия при помощи речи. Интересный эксперимент провели ученые. Детям от трех до шести лет давали фигурки и просили составить картинку на фоне сада, полянки или комнаты. Трехлетки сразу начинали выполнять поставленную задачу, группируя фигурки в случайном порядке. Результат приводил их в большой восторг, и они спешили им поделиться. Тогда как шестилетние ребята до того как начать, озвучивали свои планы – что и как они собираются складывать, а уж потом приступали к действиям. Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни. По исследованиям А. Гвоздева, к пятилетнему возрасту, дошкольники овладевают сложной системой грамматики. Включая синтаксические и морфологические закономерности. И на интуитивном уровне правильно употребляют слова, словосочетания и даже строят простые предложения. Также на достаточно высоком уровне находится развитие лексики. В детской речи появляются синонимы, антонимы, образуются сравнения и противопоставления. В высказываниях детей появляется множество слов, относящихся к разным частям речи, и обозначают деятельность людей, их взаимоотношения, поступки, поведение, переживания. Это связано с тем, что период с 5 до 7 лет является возрастом оформления социальнo-стандартизированной речи. (П. Блонский). В процессе коммуникативной деятельности, когда ребёнку необходимо что-то сопоставить, объяснить и доказать, речь дошкольника становиться сложнее. Появляются громоздкие и нерасчлененные на предложения высказывания: Например: «Потом принц хотел навсегда жить с Золушкой, но у него была такая работа, что он всегда трудился, не мог от этой работы отойти и ходил только к Золушке». (Алёша 5лет 9месяцев.) К старшему возрасту не все дети овладевают правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в их усвоении. У других - не правильное их формирование. Причиной неправильного произношения звуков, нечёткой речи могут быть дефекты в строении органов речи, недостаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата. Эти дошкольники требуют особого внимания логопеда и воспитателей. Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют o ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Поэтому необходимо заботиться o своевременном формировании речи детей, o ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка. Исходя из выше сказанного, можно выделить следующие задачи интеллектуально - познавательного и речевого развития. 1. Обогащать познавательною сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь. 2. Обогащать эмоционально–чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми. 3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления o его целостности. 4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять. 5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности. 6. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности. Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим материалом (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом, но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно - речевого характера. Логопедом может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» ( Цель: упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает свой город» ( Цель: упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов o местах и памятниках города, «Из какой сказки вещи» ( Цель: упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» ( Цель: упражнение в использовании средств языковой выразительности). Упражнения для развития интеллектуальных способностей детей : 1. Составление рассказа или истории по картинкам. Ребенку показывают 4 картинки, на которых изображена сказка или известные ему события. Задача ребенка разложить картинки в правильной последовательности и составить небольшой рассказ, используя иллюстрации. 2. Узнавание предметов по ряду признаков. Ребенку называются эпитеты, по которым нужно догадаться, o каком предмете идет речь. К примеру, желтый, кислый, овальный (лимон). 3. Сравнение двух или нескольких предметов. Ребенку предлагается назвать, чем похожи между собой слова. К примеру, кошка, книга, крыша. Можно предложить ребенку назвать, чем похожи кошка и собака или стол и стул. Далее нужно найти отличия у предметов: ручка и карандаш, дерево и кустарник.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей у детей с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
4. Подобрать к предмету подходящую пару, которая будет связана с ним логически. Например: стрелка – часы, колесо -? Белка – дупло, медведь - ?; охотник – ружье, рыбак - ?; лес – деревья, поле - ?. 5. Анализ понятий и выделение признаков у предметов. Например: Какой из предметов лишний и почему? Ночник, торшер, лампа; корова, лошадь, лев; картофель, морковь, огурец. 6. Подобрать слово противоположного значения. Покупать – продавать, открывать - ?; помнить - ?; полный - ?; голодный -? 7. Решение логических задач. Рома ростом выше Вани, но ниже Егора. Кто выше Ваня или Егор? На столе стояло 3 тарелки с клубникой. Коля съел 1 тарелку клубники. Сколько тарелок клубники осталось? 8. Умение находить логические ошибки. Ребёнок должен объяснить, в чем ошибки предложенных суждений. Зебра полосатая, а лиса хитрая; ваза хрустальная, а кастрюля тяжелая; огурец зеленый, а груша растет на дереве; холодильник белый, а матрас мягкий. 9. Умение оперировать цифрами в пределах 10. Ребенку могут быть предложены следующие дидактические игры: «Назoви соседей»- называем соседние цифры к заданной. «Исправь ошибку» - исправляем ошибку логопеда, который специально пропускает или меняет местами цифры. Особенностью организации интеллектуального развития детей является создание у воспитанников хорошего настроения и положительных эмоций от новых знаний, достижений и успехов.
Список использованной литературы:
1. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», 2014.
2. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детейдошкольного возраста/ Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от17.10.13г. №1155.