Светлана Мавлетдинова
Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников методом кинезиологии
▼ Скачать +Заказ
Высокоразвитый интеллект берет свое начало
в человеческой подвижности и деятельности рук.
Гленн Доман
Термин «кинезиология» происходит от греческих слов
kinesis – движение
logos – наука, слово.
Это направление возникло на стыке разных практик и дисциплин: телесно-ориентированной психотерапии, психологии личности, общей психологии, психосоматической медицины, нейропсихологии, нейрофизиологии и физиологии движения. Кроме того, используется опыт некоторых древних восточных практик (йога, китайская медицина).
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников методом кинезиологии» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Цель кинезиологии – оздоровление и гармонизация, что достигается коррекцией любых обнаруженных нарушений.
Этот подход рассчитан на помощь здоровым и больным людям разных возрастов.
Актуальность проблематики связана с тем, что у детей, имеющих нарушения речи, как правило, наблюдаются и другие нарушения – в области психических функций, эмоционально-волевой сферы, двигательной и других сферах, что свидетельствует о той или иной степени нарушений со стороны центральной нервной системы в целом. Во многих случаях выявляется незрелость определенных функций головного мозга, нарушения межполушарного взаимодействия. Единство работы мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных (кинезиологических) упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног.
То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений вообще с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Так, многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например – ходьбе.
Существуют различные виды кинезиологии : прикладная, психотерапевтическая, образовательная, целебное прикосновение, клиническая и т. д.
Образовательная кинезиология в основном применяется в педагогических целях для улучшения обучения.
В этом методе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями, а затем между другими частями мозга.
Еще в 1960 – е годы перекрестные движения использовались для помощи детям с мозговыми нарушениями.
Перекрестные движения вынуждают правое и левое полушария работать одновременно. Когда они функционируют вместе, то взаимодействие между ними улучшается.
Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги Пол Деннисон и Гейл Деннисон. В начале 1990 – х гг. в рамках этого направления они создали программу «Гимнастика Мозга».
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяющийся на протяжении последующей жизни.
По мнению Гленна Домана, за первые 6 лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. Именно, в эти 6 лет и происходит формирование мозга. Также Гленн Доман считает, что первые 65 лет жизни – это время возникновения гениев.
Многие проблемы ребенка, возникновение которых приписывается социальным факторам (плохое настроение, повышенная тревожность, отклонения в поведении и т. п., могут быть следствием недостаточной работы мозга. Основная причина которой – низкий уровень нейродинамики (низкий тонус мозга).
Для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений, укрепления психофизического здоровья необходимо проведение психокоррекционной работы. Формой такой работы может стать кинезиологическая гимнастика.
Применение метода кинезиологической коррекции позволяет :
- улучшить у ребенка память, внимание, речь;
- пространственные представления;
- мелкую и крупную моторику;
- снижает утомляемость;
- повышает способность к произвольному контролю;
- позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя к гармонизации и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом, снижает утомляемость.
Кинезиология базируется на особенностях функциональной ассиметрии полушарий мозга человека, благодаря которой возможно гармоничное развитие обоих полушарий.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движения. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Поэтому для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений.
Условия:
1. Занятия проводятся систематично.
2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя или сидя.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, затем быстрее до 10 раз.
Все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений.
Кинезиологическая гимнастика включает в себя:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- коррекционные движения тела и пальцев;
- различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин;
- растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка легко коррегируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями. Метод кинезиологии направлен на синхронизацию работы полушарий головного мозга.
Следовательно, развивающая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.