Кудрявцева Анастасия В
Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию методическую разработку. Технологическая карта утреннего круга. Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План – дело – анализ» в режимных моментах.
В настоящее время одной из важных задач современной системы образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Предмет исследования: технология «План – дело – анализ» как средство развития инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в режимных моментах.
Публикация «Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии „План — дело — анализ“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Темочки
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать на практике результативность использования технологии «План – дело – анализ» в режимных моментах для развития инициативности и самостоятельности у старших дошкольников. Среди показателей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ученые выделяют:
– стремление решать поставленные цели без взрослых;
– умения ставить цели и выполнять простейшее планирование деятельности;
– воплощать задуманное и получать результат, соответствующий поставленной цели.
«План– дело– анализ» можно назвать дневным циклом жизнедеятельности детей. Основные формы дня – самостоятельная и совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно-развивающей среды, непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах, обучение в процессе совместной деятельности, педагогическая поддержка самостоятельной деятельности. В том числе (но не только) в совместно выбранных и организованных совместными усилиями открытых учебных тематических проектах.
Технология «План – дело – анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.
Технология «План – дело – анализ» состоит из достаточно продолжительных компонентов, которые реализуются на протяжении всего дня:
- утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.,
- индивидуальная или совместная деятельность;
- итоговый сбор, на котором подводятся итоги.
Общая длительность дневного цикла 1,5–2 часа, что позволяет использовать данную технологию как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания детей.
Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, основанного на методе проектов – итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в ка-ком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.).
Задачи итогового сбора:
- предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;
- организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; Задачи итогового сбора:
- организовать процесс рефлексии;
- продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности;
- обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели;
- наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).
- заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.
На итоговый сбор дошкольники приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями и т. д.
На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Общее время итогового сбора может меняться, в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 минут).
Опыт реализации технологии «План – дело – анализ» был представлен воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа Сапелкиной Л. В. По результатам проведенных диагностик в начале проведения процесса и в конце, воспитатель сделал следующие выводы:
- начале каждого учебного года дети испытывали затруднения высказывать свое мнения в выборе вида деятельности, своих действий и т. д., к маю у 95% детей значительно выросли способности самостоятельно высказывать свое мнения о выборе детской деятельности, действий, материалов, партнёров;
- так же на начало учебного года только 6% старших дошкольников смогли самостоятельно выбрать и выполнить вид деятельности до конца, а в конце учебного года уже 85% детей;
- на начальном этапе дети старшего дошкольного возраста затруднялись самостоятельно организовать свое рабочее место. В конце каждого учебного года более 80% детей самостоятельно без помощи могли организовать свое рабочее место.
Педагоги, которые реализуют данную технологию в детском саду отмечают, что после её внедрения дети старшего дошкольного возраста избирательно проявляют инициативу в познании, творчестве, в установлении и поддержании социальных контактов в организации и реализации собственной деятельности.
Технологическая карта утреннего круга на понедельник
Этап Задачи этапа Деятельность воспитателя Формы, методы и приёмы Предполагаемая деятельность детей Результаты
1. Приветствие Привлечь внимание детей и организовать взаимное приветствие Игра «Путешествие по кругу»
Дети сидят в кругу, и каждому из них дается возможность приветствовать соседа слева и справа используя при этом жест, звук или слово. Это создает цепочку приветствий вокруг круга. Групповая, Словесные:
художественное слово.
Практические: игра. Слушают звон колокольчика и собираются в круг, приветствуют друг друга. Дети собрались и настроены на предстоящую совместную деятельность.
2.
«Новости дня» Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать
друг друга и пр.) Беседа земля наш общий дом, планета, на которой мы живем» Ц. : раскрыть идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе Групповая,
Словесные: беседа, рассказ Наглядные: показ картинок
- говорить по очереди,
- не перебивать,
- слушать друг друга и пр. Дети вспомнили и назвали правила.
Информирование: спросить и выслушать новости детей и сообщить им новости, которые могут быть полезны для них. Информирование детей о погоде, которая ждет их в данную неделю Групповая,
Словесные:
беседа, рассказ Делятся новостями.
Один из детей рассказывает, какую погоду он любит больше всего. Дети обсудили новости и выразили своё отношение
Проблемная ситуация:
Посмотреть в окно определить сезон и погоду
Развивающий диалог :
Рассказ что видят за окном
Задает вопросы, обращает внимание в окно, делится впечатлениями Групповая,
Словесные:
беседа, рассказ - говорить по очереди,
- не перебивать,
слушать друг друга и пр. Дети пришли к выводу о том, что важно знать погоду чтобы правильно одеваться.
3. «Календарь дел» Детское сообщество: создание условий для развития навыков общения, проявления инициативы. Данная задача реализуется на протяжении всего утреннего круга дети активно общаются друг с другом и
воспитателем, проявляют инициативу,
выдвигая и высказывая свои предложения и идеи.
Планирование :
стимулировать детей к совместному
составлению и обсуждению календаря дел. Описывает что сегодня ждет детей:
занятие «Береги природу
Работа в книжном уголке, просмотр иллюстраций, картин, альбомов по теме недели.
Д/И «Живая или неживая природа» Групповая, Словесные: беседа Практические: моделирование календаря дел. Слушают Дети определили мероприятия для календаря дел.
5. Завершающий ритуал Привлечь внимание детей и организовать взаимное приветствие Подводит итог. Групповая, Словесные: художественное слово.
Благодарят друг друга с помощью жеста «Дай пять!» Дети получили эмоциональное удовлетворение и положительный
настрой к предстоящей деятельности.