МААМ-картинки

Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»

Кудрявцева Анастасия В
Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»
▼ Скачать + Заказать документы

Представляю вашему вниманию методическую разработку. Технологическая карта утреннего круга. Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План – дело – анализ» в режимных моментах.

В настоящее время одной из важных задач современной системы образования является создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Предмет исследования: технология «План – дело – анализ» как средство развития инициативности и самостоятельности у старших дошкольников в режимных моментах.

Публикация «Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии „План — дело — анализ“» размещена в разделах

Цель исследования: теоретически обосновать и доказать на практике результативность использования технологии «План – дело – анализ» в режимных моментах для развития инициативности и самостоятельности у старших дошкольников. Среди показателей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста ученые выделяют:

– стремление решать поставленные цели без взрослых;

– умения ставить цели и выполнять простейшее планирование деятельности;

– воплощать задуманное и получать результат, соответствующий поставленной цели.

«План– дело– анализ» можно назвать дневным циклом жизнедеятельности детей. Основные формы дня – самостоятельная и совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. Основные формы педагогических действий – моделирование предметно-развивающей среды, непосредственная образовательная деятельность в режимных моментах, обучение в процессе совместной деятельности, педагогическая поддержка самостоятельной деятельности. В том числе (но не только) в совместно выбранных и организованных совместными усилиями открытых учебных тематических проектах.

Технология «План – дело – анализ» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть им активными в выборе содержания своего образования, что позволяет реализовать на практике принципы ФГОС ДО.

Технология «План – дело – анализ» состоит из достаточно продолжительных компонентов, которые реализуются на протяжении всего дня:

- утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы и планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.,

- индивидуальная или совместная деятельность;

- итоговый сбор, на котором подводятся итоги.

Общая длительность дневного цикла 1,5–2 часа, что позволяет использовать данную технологию как в группах полного дня, так и в группах кратковременного пребывания детей.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, основанного на методе проектов – итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в ка-ком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т. п.).

Задачи итогового сбора:

- предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;

- организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; Задачи итогового сбора:

- организовать процесс рефлексии;

- продемонстрировать общие итоги работы в Центрах активности;

- обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели;

- наметить последующие шаги (перспективы развития проекта).

- заразить энтузиазмом и вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут сделать хорошо, если захотят.

На итоговый сбор дошкольники приносят все то, что они успели сделать – рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями и т. д.

На итоговом сборе каждый ребенок может испытать чувство удовлетворения – его труд важен, отмечен всеми. Он не просто играл, он трудился. Общее время итогового сбора может меняться, в зависимости от возрастной группы и обилия «продукции» (от 5 до 10 минут).

Опыт реализации технологии «План – дело – анализ» был представлен воспитателем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №2» Алексеевского городского округа Сапелкиной Л. В. По результатам проведенных диагностик в начале проведения процесса и в конце, воспитатель сделал следующие выводы:

- начале каждого учебного года дети испытывали затруднения высказывать свое мнения в выборе вида деятельности, своих действий и т. д., к маю у 95% детей значительно выросли способности самостоятельно высказывать свое мнения о выборе детской деятельности, действий, материалов, партнёров;

- так же на начало учебного года только 6% старших дошкольников смогли самостоятельно выбрать и выполнить вид деятельности до конца, а в конце учебного года уже 85% детей;

- на начальном этапе дети старшего дошкольного возраста затруднялись самостоятельно организовать свое рабочее место. В конце каждого учебного года более 80% детей самостоятельно без помощи могли организовать свое рабочее место.

Педагоги, которые реализуют данную технологию в детском саду отмечают, что после её внедрения дети старшего дошкольного возраста избирательно проявляют инициативу в познании, творчестве, в установлении и поддержании социальных контактов в организации и реализации собственной деятельности.

Технологическая карта утреннего круга на понедельник

Этап Задачи этапа Деятельность воспитателя Формы, методы и приёмы Предполагаемая деятельность детей Результаты

1. Приветствие Привлечь внимание детей и организовать взаимное приветствие Игра «Путешествие по кругу»

Дети сидят в кругу, и каждому из них дается возможность приветствовать соседа слева и справа используя при этом жест, звук или слово. Это создает цепочку приветствий вокруг круга. Групповая, Словесные:

художественное слово.

Практические: игра. Слушают звон колокольчика и собираются в круг, приветствуют друг друга. Дети собрались и настроены на предстоящую совместную деятельность.

2.

«Новости дня» Навыки общения: учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать

друг друга и пр.) Беседа земля наш общий дом, планета, на которой мы живем» Ц. : раскрыть идею единства и взаимосвязи живого и неживого в природе Групповая,

Словесные: беседа, рассказ Наглядные: показ картинок

- говорить по очереди,

- не перебивать,

- слушать друг друга и пр. Дети вспомнили и назвали правила.

Информирование: спросить и выслушать новости детей и сообщить им новости, которые могут быть полезны для них. Информирование детей о погоде, которая ждет их в данную неделю Групповая,

Словесные:

беседа, рассказ Делятся новостями.

Один из детей рассказывает, какую погоду он любит больше всего. Дети обсудили новости и выразили своё отношение

Проблемная ситуация:

Посмотреть в окно определить сезон и погоду

Развивающий диалог :

Рассказ что видят за окном

Задает вопросы, обращает внимание в окно, делится впечатлениями Групповая,

Словесные:

беседа, рассказ - говорить по очереди,

- не перебивать,

слушать друг друга и пр. Дети пришли к выводу о том, что важно знать погоду чтобы правильно одеваться.

3. «Календарь дел» Детское сообщество: создание условий для развития навыков общения, проявления инициативы. Данная задача реализуется на протяжении всего утреннего круга дети активно общаются друг с другом и

воспитателем, проявляют инициативу,

выдвигая и высказывая свои предложения и идеи.

Планирование :

стимулировать детей к совместному

составлению и обсуждению календаря дел. Описывает что сегодня ждет детей:

занятие «Береги природу

Работа в книжном уголке, просмотр иллюстраций, картин, альбомов по теме недели.

Д/И «Живая или неживая природа» Групповая, Словесные: беседа Практические: моделирование календаря дел. Слушают Дети определили мероприятия для календаря дел.

5. Завершающий ритуал Привлечь внимание детей и организовать взаимное приветствие Подводит итог. Групповая, Словесные: художественное слово.

Благодарят друг друга с помощью жеста «Дай пять!» Дети получили эмоциональное удовлетворение и положительный

настрой к предстоящей деятельности.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Развитие художественного творчества старших дошкольников посредством ознакомления с кубанской кованью. НОД «Ажурная улица» Пояснительная запискаДошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Летнее развлечение для старших дошкольников «Дело в шляпе»Летнее развлечение для старших дошкольников «Дело в шляпе» Лето - пора отдыха и развлечений для ребят в детском саду. Но лучше всего бывает совмещать приятное с полезным. Вот и мы решили вспомнить.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»
Опубликовано: 30 мая 2024 в 18:13
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие инициативности и самостоятельности у старших дошкольников посредством технологии «План — дело — анализ»» (включая файлы) размещена пользователем Кудрявцева Анастасия В в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД