Юлия Гладкова
Развитие игры у детей раннего возраста: двигательная игра «особых» детей
Движение – это жизненная необходимость человека, источник здоровья, бодрости, радости, успех полноценного развития. В движении происходит рост и формирование, как всего организма, так и различных его функций. Через движение происходит познание малышом окружающего мира.
В раннем возрасте развитие движений рассматривается в комплексе с эмоциональным и психическим развитием, как целостные, взаимосвязанные и взаимозависящие компоненты, которые в совокупности составляют психомоторику и в комплексе обеспечивают полноценное и гармоничное развитие. Маленький ребенок не может обходиться без движений, которые в свою очередь вызывают эмоции и наоборот эмоциональное воздействие на малыша вызывает в нем стремление к движениям. Положительные эмоции и двигательная активность оказывают благоприятное влияние на нервно-психическое развитие ребенка.
Публикация «Развитие игры у детей раннего возраста: двигательная игра „особых“ детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Физическое развитие - одно из важных направлений системного подхода к обучению и воспитанию детей раннего возраста. С раннего возраста имеют большое значение для психического развития ребенка такие основные движения как ползанье и ходьба, которые укрепляют мускулатуру брюшного пресса и грудной клетки. Умения ребенка устойчиво сидеть, ползать и ходить, а также двигательная активность расширяют не только его возможности восприятия окружающего мира, но и создают условия для взаимодействия с близкими взрослыми.
Двигательные возможности детей раннего возраста с психофизическими отклонениями важно реализовывать в системе специальных игр и упражнений. Формирование чувства равновесия, правильной осанки, координации движений у ребенка влияют на совершенствование навыка ходьбы. Игровая форма занятий позволяет ребенку закрепить приобретенные умения и навыки и активизировать его способности к выполнению целенаправленных движений.
Своевременное и регулярное включение физических упражнений в занятия с ребенком нормализуют и активизируют работу всех систем детского организма. Вместе с тем, физическое воспитание влияет на развитие таких физических качеств, как ловкость, меткость, сила, быстрота, выносливость и др.
Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие общих движений, ручной и мелкой моторики, формирование зрительно-двигательной координации создает условия для успешной адаптации ребенка.
Учитывая особенности детей с задержкой психомоторного развития раннего возраста, которые заключаются в замедленном темпе развития, слабой заинтересованности и неустойчивости нервных процессов, коррекционно-развивающая работа имеет определенные особенности. На основании опыта работы М. И. Кистяковской, М. М. Кольцовой, Е. М. Мастюковой, Г. Е. Сухаревой, К. Л. Печоры были сформулированы следующие рекомендации:
– занятия с ребенком с задержкой психомоторного развития должны включать в себя индивидуальную программу, ориентированную на результаты диагностики конкретного ребенка, и подгрупповые занятия, позволяющие включать детей в группу сверстников;
– коррекционная работа должна быть организована не только как отдельные специальные занятия, но и как элемент других занятий (на физкультурных и музыкальных занятиях, утренней гимнастике, на прогулке, а также свободной
деятельности детей;
– для работы следует подбирать такие подвижные упражнения и игры для развития общей моторики, которые будут затрагивать все группы основных движений и будут доступны для этих детей, учитывая их типологические и
индивидуальные особенности (яркость игрушек, своевременная смена игр, постоянная положительная стимуляция детской активности в виде похвалы и подбадривания, включение педагога в совместную игру для показа и своевременной коррекции действий и т. п.). Подвижные упражнения и игры должны быть систематичными, последовательными, многократно повторяемыми.