ТАТЬЯНА ГОНЧАРОВА
Развитие игровой деятельности дошкольников «Выступление на ГМО»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие игровой деятельности дошкольников.
В современном дошкольном образовании право детей на игру нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. А ведь нет ничего важнее в жизни дошкольника, чем игра.
(Слайд Ценность игры)
Ценность игры для детского развития
• формирование произвольного поведения
• преодоление эгоцентрической позиции (позицию маленького ребенка)
Публикация «Развитие игровой деятельности дошкольников „Выступление на ГМО“» размещена в разделах
• развитие творческого воображения, формирование внутреннего плана деятельности
• развитие самосознания, мотивационно- потребностной сферы
• развитие коммуникативных способностей, личностных особенностей
• развитие умственных действий, формирование знаковой деятельности
• формирование способности к организации совместной и самостоятельной деятельности
Ценность игры для детского развития велика.
Так, Л. С. Выготский отмечал, что «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
Сухомлинский
Эльконин считал игру «Гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».
Особенность нашего времени состоит в признании самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека.
Дошкольное детство – не период подготовки к обучению к школе, а полноценный, значительный, многозадачный период жизни ребенка, в котором игра обладает образовательной ценностью (решает образовательные, воспитательные и развивающие задачи).
Задача педагога в том, чтобы создать благоприятные условия для развития игровой деятельности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
Условия
Открытое образовательное пространство
Игровая компетентность педагога
Адекватная РППС
Дети должны быть обеспечены в любом возрасте временем, местом и материалом для самостоятельной игры.
А что происходит на самом деле?
Мне бы хотелось бы начать со стихотворения, которое сочинили дети и педагоги одного из московских детских садов:
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем –
Сегодня новый век.
Без знаний и учебы
Нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают,
И все хотят понять:
Его нам не хватает,
Ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь
Спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки,
Вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей –
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!
Какие выводы мы можем с Вами сделать из всего услышанного?
Какие появились причины вытеснения игры?
Причины вытеснения игры (слайд) вы видите на слайде.
• непонимание взрослыми развивающего значения детской игры
• отсутствие (нестойкость) детских сообществ по интересам
• изобилие товаров и развлечений для детей
• современные СМИ и видеопродукция для детей
• подмена игры игровыми формами обучения
• доминирование стратегии педагогического руководства игрой вместо стратегии педагогического сопровождения игры.
Сделайте руки полочкой.
И ответьте, пожалуйста, на вопрос?
Кто считает себя мастером в организации игрового взаимодействия с детьми?– - Поднимите руку на 90. Кто, считает себя мастером… наполовину – 45. Кто считает себя мастером на половину. Кто не считает себя мастером, руки останутся полочкой.
Я неслучайно спросила. Говоря об игровой компетентности, специалисты практики подчеркивают: «Главный вопрос: не ЧЕМ, а с КЕМ занимаются чем- то малыши, дошкольники. И этот КТО – ТО обязательно должен быть чудотворцем, героем, покорителем вершин, с которых сможет увидеть мир и себя в нем ребенок».
Для овладения мастерством в организации игрового взаимодействия что нам необходимо?
Во - первых, не подменять дидактическую сюжетную игру упражнениями и заданиями, а «по – настоящему играть», понимая природу ребенка и действуя в его интересах, проявлять творчество.
Во – вторых, применять позицию умеющего интересно играть» партнёра.
В- третьих, понимать ценность игр, возникающих по инициативе самих детей. Ведь игра - это, прежде всего, свободная деятельность : самостоятельная (изнутри мотивированная, инициированная самим ребенком, эмоционально насыщенная деятельность. Игра не заводится по желанию взрослого, она существует по своим законам. Мы можем ее подхватывать.
Понятие - Организовать свободную игру, «руководить игрой» - несовместимые понятия как «горячий лед»
Необходимо обеспечить переход от стратегии педагогического руководства игрой к стратегии педагогического сопровождения.
Особенность педагогического сопровождения игровой деятельности детей заключается в том, что педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком. Это требует от воспитателя определенной степени инфантилизации – способности на время превратиться в ребенка, действовать по тем законам, по которым живут и действуют играющие дети. Т. е. поддержать игру, а не управлять действиями детей.
Для этого необходимо использовать приемы косвенного руководства игрой, а не прямого.
Хотя доминируют методы прямого руководства игрой (с вмешательством в игру) – попытки распределить роли, навязать их, инструктировать ребенка по поводу игровых действий, фантазировать и придумывать за ребенка.
Методы косвенного руководства игрой (без вмешательства воспитателя в игру) используются реже. Это тактично, деликатно, осторожно, не разрушая детских замыслов, умело направлять играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры, предоставляя простор для детской инициативы и творчества. Включаться в активизирующее общение, когда дети испытывают затруднения в дальнейшем развитии игры. Незаметно руководить игрой, направлять ее, будить воображение детей, в результате чего возникают новые эпизоды, о которых дети сами раньше не догадывались. Например, в роли зрителя в театре спросить, где продаются билеты, и таким образом навести на мысль сделать кассу.
Условия косвенного успешного руководства игрой : (слайд)
-завоевать доверие детей, установить с ними контакт, создать у детей радостное, бодрое настроение в игре;
- поддерживать игровой интерес;
- выстроить педагогически целесообразную предметно-игровую среду;
- проявить такие личностные качества как гибкость, открытость, артистичность, серьезное отношение к игровой ситуации.
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение игрового опыта детей.
Необходимо планировать подготовительную работу для обогащения игрового и жизненного опыта дошкольников.
Методы и приемы обогащения игрового опыта дошкольников : (Слайд)
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
•ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками);
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог необычный чай»;
• проблемные ситуации;
• преднамеренное изменение ситуаций;
• «домашние задания», которые приучают ребенка к самостоятельному поиску информации (например, «Как мама убирает. Что делает сначала, что потом»).
Исходя из нашего практического опыта – в рамках нашей игровой программы «Увлекательный мир технопарка» мы придумываем разные увлекательные игры, в которых решаются разнообразные обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Игры имеют сюжет, содержание, роли, игровые действия, правила и организуются в разных форматах: путешествия, квесты и т. д.
Дети включаются в игровую ситуацию, перед ними возникают игровые задачи, появляется игровая цель. Например, в ходе игры – путешествие по Пустыни Сахара дети искали способ обеспечить людей и их животных водой, сооружали водопровод, а в ходе игры «Путешествие муравьишки по лесу» превращались в различных жучков, помогая муравью вернуться в свой муравейник.
Игра, которая не будоражит детское воображение, не продолжается без взрослых, - это не игра.