мотошкова юлия
Раннее обучение и развитие ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже како-го срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще бу-дет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрос-лых, когда с малышом никто ничем не занимается.
Публикация «Раннее обучение и развитие ребенка» размещена в разделах
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие - не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте про-шлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем "развести" их на "физические" и "творче-ские". С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, хо-дить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важ-ным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют "психологические" методики, развивающие мышление, память, кругозор.
Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее, шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой по-верхности, рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а пе-ребирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение "по первому кругу"- не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет - учиться "заново", что да-ется труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и об-ливание, массажа.
Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием "После трех уже поздно", в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет - в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обще-стве, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максиму-му. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.
Мария Монтессори - итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина - доктор медицины. Изначально работала с ослабленными деть-ми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала "посильные" игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы - сам ребенок. Он самостоятельно) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребе-нок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет.
Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее вы-дающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ре-бенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.
Глен Доман - американский военный врач 40-х годов. Успешно раз-вил идею Цицерона о том, что "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Работал в Филадельфии, институте, позже назван-ным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он при-шел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к уси-лению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. До-ман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга - до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного - 35 см, двухлетки - 50 см, взрослого в 20 лет - 55 см, и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-их малышей. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.
Пытаясь говорить, младенец "выдает" целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющихся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р. 1939).
Его пособия - самым известным являются "кубики Зайцева" для освоения чтения - основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе.
Изучение чтения построено на принципе "складов" - пары из со-гласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика - например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики раз-личаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звон-кими и мягкими согласными.
Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.
Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одно-временным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются лого-педы: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение - это работа глаз, а письмо - руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари.
Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад - это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на под-готовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией, вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.
Таким образом, на достижение того же результата в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение - процесс творческий. Ребенок "реально" читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа "баба, иди", осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не "Оля хочет", а "я хочу"). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.
Обучение математике отличается системным подходом. Это комби-нация таблиц, наглядно показывающая "значение" числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры - количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц "Сточет", пособия родителям "нам в сотне тес-но".
В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмо-ционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального со-стояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления - важные задачи педагогики раннего детства.
При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п. С уче-том этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не овладевший приемами мыслитель-ной деятельности, речи, предметной деятельности, испытывает значитель-ные трудности в дошкольном возрасте и в процессе обучения в школе. Но так как мышление, как и все познавательные процессы, поддается коррек-ции, возможно использование специальных приемов и способов, способ-ствующих его развитию.