Ирина Лекомцева
Проблемы семей, имеющих детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Разностороннее изучение задержки психического развития (ЗПР) как специфической аномалии детского развития позволило получить ценные научные данные о специфике их личностной и познавательной сферы.
До поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличаются от своих сверстников: неусидчив, невнимателен, менее любознателен, чем сверстники. Но в большинстве случаев родители не замечают такого поведения своих детей в дошкольном возрасте и не делают никаких активных шагов для исправления, коррекции сложившейся ситуации. Но, придя в школу, такой ребенок встречается с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается "вписаться" в школьную жизнь и новый детский коллектив. Постепенно такие дети попадают в категорию неуспевающих. В этот период начинаются серьезные проблемы не только у ребенка, но и у всей семьи.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Изучение семей, имеющих детей с ЗПР, позволяет выделить разные их типы, разное отношение к особенностям ребенка.
В одних семьях ребенка опекают, собирают ему в школу портфель, контролируют каждое его действие при выполнении домашних заданий. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности развиваются важные качества: уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность.
Не менее вредной для становления личности ребенка с ЗПР оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, без учета их специфики. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к кому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха.
Другой вариант отношений родителей к детям - безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях. Вначале они просто не замечают, как развивается их ребенок, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают либо ругать, либо "махнут рукой".
Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Дети с ЗПР нуждаются в помощи родителей в этот период больше своих сверстников. Однако эта помощь должна быть грамотной, основанной на знаниях о специфике ребенка, построенной на личностно-ориентированном общении.
Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. В основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
В настоящее время для детей с ЗПР разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно- развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. Родителям необходимо прислушаться к рекомендациям специалистов при поступлении их ребенка в школу и проведении психолого-педагогической диагностики готовности к обучению.
В дошкольный период родителям необходимо активно заниматься с ребенком, развивать навыки умственного труда, использовать разработанные в большом количестве дидактические материалы, развивающие игры и упражнения. Чем раньше начата работа с ребенком с ЗПР, чем выше вероятность компенсации недостатков его развития, тем выше гарантия, что проблем, связанных с поступлением в школу такого ребенка, станет гораздо меньше.