Лучший педагог года

Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности

Ирина Лукьянова
Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности.

Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Оно тесно связанно с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Эта связь взаимна: с одной стороны, воображение зависит от качества сформированное восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.

Публикация «Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности» размещена в разделах

В психологической и педагогической литературе есть исследования, раскрывающие различные проблемы воображения детей с нормальным и аномальным темпом развития. В их числе фундаментальные теоретические исследования и практические работы, в которых даны конкретные рекомендации для развития воображения детей дошкольного возраста (Е. А. Екжанова, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина С. К. Сиволапов и др. [2; 3]).

В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Феномен задержки психического развития (далее – ЗПР) исследован Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Термин «задержка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой [8]. В новейшей специальной психологии дети с ЗПР и коррекция соответствующих нарушений изучаются с позиции дизонтогенеза (Н. Ю. Борякова, А. П. Маршалкин, Ю. В. Прилепко и др. [напр., 6; 9]).

У детей с задержкой психического развития формирование воображения идёт на не-благоприятной почве, отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Из-за органических или функциональных нарушений, имевших место, воображение оказывается на низком уровне развития. Имеются трудности в использовании образов памяти, восприятии, страдают целостность создания образа, речь не выполняет своей регулирующей функ-ции. У большинства детей имеются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объёма восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении. Детям с ЗПР требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют включения воображения на материале и не вызывают непосредственного интереса [1; 7].

Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает ведущая учебная деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.). Однако, как известно, одним из средств активизации учебно-познавательного процесса в старшем дошкольном возрасте является игра (игровая деятельность). С. Л. Рубинштейн говорил об особой роли игры в обучении дошкольника, когда происходит развитие не только способностей ре-бёнка, но самой деятельности. Это – принципиальное положение, поскольку учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности.

Внеурочная деятельность дошкольников объединяет все виды деятельности дошкольников (кроме учебной деятельности на занятии, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ, что определяет специфику воспитательно-образовательного воздействия со стороны педагога на процессы и результаты развития личности учащегося. Использованию игры в рамках внеучебной деятельности посвящены исследования С. Ю. Кондратьевой, И. Ю. Кулагиной, В. Ф. Мачихиной, Г. Д. Никандровой [4; 5], однако специфика работы с детьми с задержкой психического развития освещена явно недостаточно.

Таким образом, вопросы, связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития во внеучебной деятельности, недостаточно разработаны, и особую актуальность приобретает изучение особенностей коррекции и развития воображения у детей с ЗПР в этой деятельности в условиях игры.

В связи с этим необходимо выявление средств и условий развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности.

Можно предположить, что средства и условия развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности можно представить в рамках специальной программы в виде двух блоков – общего и специального психолого-педагогического.

Список литературы

1. Афзали М. А., Васицева С. А. К вопросу о повышении уровня познавательной активности учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе урока // Логопедия. 2014. № 3. С. 67-71.

2. Власова Т. А., Лубовский В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984. 256 с.

3. Екжанова Е. А. Изучение рисунка дошкольников с ЗПР в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети : проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1993. С. 60-73.

4. Кондратьева С. Ю., Никандрова Г. Д. Развитие эмоциональной сферы у детей с за-держкой психического развития // Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 43-45.

5. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до ода-ренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 1999. 192 с.

6. Никишина В. Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития / Актуальные проблемы медицины и фармации. Курск, 1996. 323 с.

7. Сиволапов С. К. Развитие сферы образов представлений при задержке психического развития // Дефектология. 1984. № 2. С. 3-22.

8. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959. Т. 2. С. 40-47.

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности»Консультация «Развитие творческого воображения в театрализованной деятельности» Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Под социализацией понимается процесс усвоения индивидом.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности
Опубликовано: 20 января 2020 в 10:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лукьянова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД