Ирина Лукьянова
Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности.
Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности. Оно тесно связанно с развитием познавательных процессов и самой личности детей. Эта связь взаимна: с одной стороны, воображение зависит от качества сформированное восприятия, памяти, мышления, речи, с другой – оно способствует развитию этих процессов, создавая основу для образных действий.
Публикация «Развитие и коррекция воображения у детей с ЗПР посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Игры для детей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В психологической и педагогической литературе есть исследования, раскрывающие различные проблемы воображения детей с нормальным и аномальным темпом развития. В их числе фундаментальные теоретические исследования и практические работы, в которых даны конкретные рекомендации для развития воображения детей дошкольного возраста (Е. А. Екжанова, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина С. К. Сиволапов и др. [2; 3]).
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Феномен задержки психического развития (далее – ЗПР) исследован Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухаревой и др. Термин «задержка психического развития» предложен Г. Е. Сухаревой [8]. В новейшей специальной психологии дети с ЗПР и коррекция соответствующих нарушений изучаются с позиции дизонтогенеза (Н. Ю. Борякова, А. П. Маршалкин, Ю. В. Прилепко и др. [напр., 6; 9]).
У детей с задержкой психического развития формирование воображения идёт на не-благоприятной почве, отличается фрагментарностью, неточностью, схематичностью. Из-за органических или функциональных нарушений, имевших место, воображение оказывается на низком уровне развития. Имеются трудности в использовании образов памяти, восприятии, страдают целостность создания образа, речь не выполняет своей регулирующей функ-ции. У большинства детей имеются недостатки зрительно-двигательной координации, узость объёма восприятия, трудность узнавания предметов в необычном положении. Детям с ЗПР требуется больше времени, чтобы приступить к выполнению задания после получения инструкции. Они хуже выполняют задание, которые требуют включения воображения на материале и не вызывают непосредственного интереса [1; 7].
Особое значение в старшем дошкольном возрасте приобретает ведущая учебная деятельность (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев и др.). Однако, как известно, одним из средств активизации учебно-познавательного процесса в старшем дошкольном возрасте является игра (игровая деятельность). С. Л. Рубинштейн говорил об особой роли игры в обучении дошкольника, когда происходит развитие не только способностей ре-бёнка, но самой деятельности. Это – принципиальное положение, поскольку учебная деятельность не возникает на пустом месте, она есть продолжение и развитие игровой деятельности.
Внеурочная деятельность дошкольников объединяет все виды деятельности дошкольников (кроме учебной деятельности на занятии, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в ДОУ, что определяет специфику воспитательно-образовательного воздействия со стороны педагога на процессы и результаты развития личности учащегося. Использованию игры в рамках внеучебной деятельности посвящены исследования С. Ю. Кондратьевой, И. Ю. Кулагиной, В. Ф. Мачихиной, Г. Д. Никандровой [4; 5], однако специфика работы с детьми с задержкой психического развития освещена явно недостаточно.
Таким образом, вопросы, связанные с проблемами формирования и развития воображения у детей с задержкой психического развития во внеучебной деятельности, недостаточно разработаны, и особую актуальность приобретает изучение особенностей коррекции и развития воображения у детей с ЗПР в этой деятельности в условиях игры.
В связи с этим необходимо выявление средств и условий развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности.
Можно предположить, что средства и условия развития и коррекции воображения у детей с задержкой психического развития посредством применения развивающих игр во внеурочной деятельности можно представить в рамках специальной программы в виде двух блоков – общего и специального психолого-педагогического.
Список литературы
1. Афзали М. А., Васицева С. А. К вопросу о повышении уровня познавательной активности учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) в процессе урока // Логопедия. 2014. № 3. С. 67-71.
2. Власова Т. А., Лубовский В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М., 1984. 256 с.
3. Екжанова Е. А. Изучение рисунка дошкольников с ЗПР в свете некоторых особенностей их познавательной деятельности // Шестилетние дети : проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1993. С. 60-73.
4. Кондратьева С. Ю., Никандрова Г. Д. Развитие эмоциональной сферы у детей с за-держкой психического развития // Дошкольная педагогика. 2015. № 1. С. 43-45.
5. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психического развития до ода-ренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М., 1999. 192 с.
6. Никишина В. Б. Особенности коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития / Актуальные проблемы медицины и фармации. Курск, 1996. 323 с.
7. Сиволапов С. К. Развитие сферы образов представлений при задержке психического развития // Дефектология. 1984. № 2. С. 3-22.
8. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1959. Т. 2. С. 40-47.