Анна Кошелева
Развитие и коррекция речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Развитие и коррекция речи у дошкольников
с использованием программно-индикаторного комплекса ЛОГО»
В последнее время статистические данные свидетельствуют о росте различных речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которые, в свою очередь, влияют на психосоматическое здоровье, социальную адаптацию и реализацию человека в жизни и обществе. Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: различные нарушения речевого дыхания и высокие психофизиологические затраты организма при речевой деятельности. Эти два фактора сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями, значительно усложняющие процесс коррекции и реабилитации речевых нарушений у детей – логопатов. [1]
Публикация «Развитие и коррекция речи у дошкольников» размещена в разделах
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой на разных уровнях под контролем ЦНС. Каждый из органов речи имеет свою функцию. По мнению А. Р. Лурия, нарушение одной из них отразится на деятельности остальных органов. [2] Поэтому так важна роль дыхания как «пускового механизма» в начале постановки звукопроизношения, подачи голоса, голосоведения в логопедической практике.
Исходя из данной проблемы, возникает необходимость развития новых направлений логопедической работы, приобретает актуальность внедрение инновационных методов и приемов с использованием компьютерных логопедических тренажеров и программ, позволяющих осуществить психолого-медико-педагогическую реабилитацию дошкольников с речевыми нарушениями.
В нашем детском саду, своевременной и эффективной стала работа с инновационной компьютерной программой «Комфорт Лого» - новейшая разработка авторского коллектива научно – производственной фирмы «Амалтея». Программа реализует метод функционального биоуправления, основанный на использовании феномена биологической обратной связи. [3]
В своей работе я использую программу «Комфорт Лого, наряду с логопедической работой.
Программно-индикаторный комплекс для коррекции и предотвращения развития речевых расстройств позволяет сформировать правильную речь и речевое поведение, снизить психоэмоциональное и мышечное напряжение, улучшить общее состояние организма.
Полный коррекционный курс занятий с детьми по программе «Комфорт Лого» я провожу в четыре этапа: диагностический этап (1-2 занятия); этап формирования нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, плавным выдохом (7-10 занятий); этап формирования нового динамического стереотипа речевого диафрагмального дыхания, речи и речевого поведения (10-20 занятий.); заключительный этап. (3-4 занятия).
Обучение новому навыку диафрагмального дыхания проходит у меня под субъективным контролем.
Анализируя результаты работы с программой «Комфорт Лого», можно с уверенностью говорить о положительной динамике. К концу коррекционного курса у детей нормализовались физиологические показатели частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, длительности выдоха вне речи и, что особенно важно, во время речевых нагрузок. Улучшилось качество речевого дыхания, фонации, артикуляции. Сократился период автоматизации поставленных звуков. Наблюдалась положительная динамика со стороны общего состояния: дети стали более спокойными, устранено избыточное психоэмоциональное и мышечное напряжение, уменьшился уровень невротизации и тревожности, в том числе и речевой, повысилась самооценка.
Использование метода ФБУ имеет ряд положительных моментов: метод значительно повышает эффективность занятий за счет высокой эмоциональной заинтересованности ребенка, позволяет быстрее устранить речевые нарушения, расширяет возможности логопедической работы.
---
1. Левина, Е. В. Применение метода биологической обратной связи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — Москва: Академический проект, 2000. – 512 с.
3. Диагностика и коррекция психофизиологического состояния / Методическое пособие. - Санкт – Петербург: НПФ «Амалтея», 2004. – 108 с.