Анастасия Плюхина
Развитие и формирование коммуникативных навыков у детей с РАС с помощью коммуникационной системы обмена изображениями
▼ Скачать + Заказать документы
(PECS)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение комбинированного вида «Детский сад №7»
Родительское собрание.
Тема:
«Развитие и формирование коммуникативных навыков у
детей с РАС, с помощью коммуникационной системы обмена
изображениями (PECS)»
Цель:
Публикация «Развитие и формирование коммуникативных навыков у детей с РАС с помощью коммуникационной системы обмена изображениями» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Познакомить родителей с одним из методов альтернативной коммуникации, карточками PECS, как с самым наглядным и простым способом формирования и развития коммуникации с неговорящим ребенком.
Выступление.
Коммуникация (общение) – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.
Альтернативная коммуникация (дополнительная, вспомогательная, тотальная) – это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.). У большинства детей с нарушениями в развитии выражена проблема общения с другими людьми. Это происходит потому, что для успешного общения ребенок должен ответить другим людям, когда к нему обращаются, а также самостоятельно инициировать общение.
Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация :
*Нарушение слуха
*Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия)
*Интеллектуальные проблемы
*Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм)
*Прогрессирующие заболевания (мышечная дистрофия, множественный склероз)
Существуют различные типы вспомогательной коммуникации :
система жестов;
система символов;
система PECS – коммуникационная система обмена картинками;
жестовый язык;
интерактивные коммуникационные доски;
коммуникационные карточки-подсказки;
книги разговоров;
коммуникационные устройства с синтезатором речи.
PECS — система, которая позволяет ребёнку с нарушениями речи общаться при помощи карточек. Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать. Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Дать толчок к развитию речи (я хочу, чтобы ребёнок заговорил).
Научить ребёнка понимать структуру речи.
Научить ребёнка каким-то новым навыкам (есть, чистить зубы, ходить в туалет)
Снизить его тревожность, путём понимания Вашей речи, а также его желаний.
Целью программы PECS является побудить ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие. Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). Обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов.
Система PECS предоставляет возможность:
Дать толчок к развитию речи ;
Научить ребёнка понимать структуру речи;
Научить ребёнка каким-то новым навыкам (есть, чистить зубы, ходить в туалет);
Снизить тревожность ребенка, путём понимания Вашей речи, а также его желаний.
Этапы обучения использования системы карточек РЕСS :
Не забывайте, дети с особенностями в развитии могут негативно относиться ко всему новому, они могут бояться неизвестности, которая их ждёт от карточек, поэтому дайте ребенку время. Пускай он потрогает карточками, поносит их в руках, может перебирать - одним словом привыкнет к ним.
Первый этап обучения — формирование навыка подавать карточку с изображённым предметом или действием для выражения просьбы партнёру по коммуникации. Когда ребёнок видит предмет, который хочет получить, он берёт карточку с изображением данного предмета, протягивает её партнёру по общению и оставляет в его руке.
Второй этап обучения — закрепление и обобщение навыка, полученного на первом этапе, — подачи карточки коммуникативному партнёру для того что бы получить желаемый предмет.
Третий этап обучения — обучение различию карточек происходит именно на третьем этапе, когда первичные навыки коммуникации уже за- крепились. В конечном итоге ребёнок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуника- тивной книге или на доске.
Четвёртый этап обучения — выбор между двумя желаемыми предметами. В данной процедуре применяется пошаговое обучение.
Пятый этап обучения. Окончательным этапом в обучении различию карточек является обучение ребёнка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.
Система РЕСS позволяет определить понятие «коммуникация» или «общение». «Коммуникация» – это обмен, для произведения которого нужен коммуникативный партнер. То есть ребенок не может что-то сказать в воздух, и из воздуха появится то, что он хочет получить. Ребенок должен «обратиться» – подойти к партнеру, привлечь внимание партнера и изложить свою просьбу доступным (для него) и понятным (для партнера) способом. И после этого партнер предоставит ребенку то, что он просил. Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью карточек со сверстниками и приобретает социальные навыки, чем не общается вообще. Вряд ли вам кто-то точно укажет, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь – может, через год, а может, через два он научится произносить 2–3 слова, а может, этого не произойдет никогда. И, тем не менее, никто не имеет никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет, чего он не хочет, что он чувствует и так далее. Введение данной системы общения производится сугубо на индивидуальной основе.
Запомните! Карточки - это общение ребёнка с Вами и наоборот,
обязательно разговаривайте с ним, хвалите и закрепляйте успехи.
Счастье –это когда тебя понимают!