Будрецкая Юлия
Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие и формирование художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста
Одна из важных задач в области народного образования - эстетическое воспитание детей, создание условий для проявления творческих способностей каждого ребенка. Уже с раннего возраста у ребенка должно развиваться чувство прекрасного, высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство народных промыслов. Это способствует формированию духовно богатой гармонически развитий личности.
Развитие творческих способностей у детей - сложный и длительный процесс, дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными вилами художественной деятельности, среди которых большое место занимает знакомство с народным прикладным творчеством. В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации, о качественном многообразии окружающего мира. Чем раньше мы будем развивать эмоционально - чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начать его формирование можно и нужно в дошкольный период.
Психолого - педагогический анализ литературы по проблеме формирования художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка По мнению В. Штерна, рисунок ребенка - отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер - ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку. Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н. М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности. Н. П. Саккулина считает, что к 4-5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествование (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер).
Для развития эмоциональной отзывчивости к прекрасному: вырабатывать умение наслаждаться красотой окружающей природы, любоваться предметами быта, народных промыслов; замечать красивое и отмечать уродливое в окружающем мире; знакомить с произведениями мастеров живописи, графики, скульптуры; научить различать жанры живописи; развивать художественно - эстетический вкус. При личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к рисованию, сделать обучение эмоционально насыщенным. Поэтому, занятия рисованием, лепкой, аппликацией создают почву для творческого проявления и в этих и других деятельностях. Разумеется, изобразительная деятельность является лишь одним из средств эстетического воспитания. А осуществление полноценного эстетического воспитания возможно лишь при комплексном характере эстетических воздействий на человека и совершенствованием всех средств эстетического воспитания.
В процессе изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей способам художественно - образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.
Ребенок живет в мире, который является частью жизни. Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно - прикладного искусства, произведения изобразительного искусства. Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных композиций сюжетного или декоративного характера. Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности. Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при создании конкретного образа. Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать творческие замыслы.
Итак, основой художественно - творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности являются:
• личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;
• развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость, сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);
• создание художественного образа - личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно - силуэтных); взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;
• синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т. е. акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза:
1) музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель);
2) изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель);
3) музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая модель);
• изменение структуры педагогического процесса и методов педагогического руководства. Это изменение предполагает роль педагога в качестве помощника, соучастника творчества. Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Уже в школьном возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит развитие способностей к изобразительной деятельности. изобразительный психический ребенок творческий способность
Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более теплому эстетическому развитию детей. Эффективность обучения, а следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в детском саду зависит от целого ряда условий. Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и отвечающим совместным требованиям. Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно. Например, знакомя детей с любым видом декоративно - прикладного искусства в старшей или подготовительной группах в I квартале планируется блок занятий. В этом блоке знакомство с дымковским народным творчеством, взаимосвязаны все виды изодеятельности, а также предварительная работа в группе.
I квартал старшая группа Предварительная работа Лепка Аппликация Рисование Тема: Знакомство с дымковским народным творчеством 1. Рассматривание предметов иллюстрации 2. Рассказ воспитателя 3. Оформление уголка изо Тема: «Дымковская кукла» «Узор на квадрате» «Дымковская фантазия» II квартал Знакомство с Гжельское народное творчества подгруппе к шк. гр. Предварительная работа Лепка Аппликация Рисование 1. Знакомство с творчеством гжельских мастеров (беседа с группой) 2. Мини - музей 3. Оформление уголка изо «Гжельская птица» (посуда) «Гжельские розы» 1. Искусство гжели 2. Творческое занятие «Бело-голубое чудо».
Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно - творческой деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия. Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой деятельности, которая отличается поисковым характером.
Знакомство с народным декоративно - прикладным искусством является одним из его направлений. Успешному развитию творческих способностей детей помогает умелое использование произведений народного прикладного искусства (в силу их допустимости для восприятия детей). В основу методики творческих заданий берется принцип постепенности, связанной с решением детьми различных по сложности живописных, пластических и композиционных задач, в освоении ими разнообразных материалов и технических приемов их обработки. Работа строится в трех направлениях: I направление. Знакомство с определенным видом народного декоративно - прикладного искусства. Детям даются некоторые сведения о промысле, содержании, назначении предметов, материалах, из которых они сделаны, характерных признаках. Выделяются средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, композиции (расположение узора на предмете, связь формы и узора с его назначением.
Для формирования у детей потребности в прекрасном мы поставили перед собой задачи:
Средний возраст, учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, различать дымковские игрушки среди других народных игрушек по некоторым признакам.
Старший дошкольный возраст Учить различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности, знакомить с новыми видами игрушки (керамическая, с растительными узорами (Городец, Хохлома, Жёстово, Гжель). Учить различать виды народного декоративно - прикладного искусства, дать некоторые сведения о промысле, характерных признаках. Знакомить с русским народным костюмом. II направление. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно - прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров рисовании, аппликации, лепке.
Задачи работы с детьми: Средний дошкольный возраст, учить украшать изображения предметов. Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять узор на квадрате, круге, резеде, выделяя кайму, середину, углы.
Старший дошкольный возраст, учить составлять узоры для русского костюма: тесьма кокошники, платье и т. д. Составлять узоры на основе некоторых видов народного декоративно - прикладного искусства (народная игрушка, росписи: хохломская, Городецкая, гжельская, выделять элементы узора (геометрические, растительные, образы птиц, колец, украшать объемные изделия (лепка, раскрашивать бумажные тарелки, стаканчики, деревянные заготовки (доски). III направление. Формирование детского декоративного творчества. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно - прикладного искусства, сочетаний цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за предметы вида, традиций росписи. Формирование на основе этого декоративного творчества умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания цветов, композицию.
Задачи работы с детьми: Средний возраст. Выбирать элементы, их цвета, затем форму бумаги, композицию. Старший дошкольный возраст. Выбирать вид народного искусства, его элементы, сочетания цветов, композиций, создавать творческие композиции. Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации, лепке, при создании предметных сюжетных композиций покажет насколько осознанно дети понимают принципы и закономерности в декоративном искусстве. Пути решения поставленных задач: Для каждой возрастной группы пишется перспективный годовой план, в котором определяются виды декоративно - прикладного искусства, последовательность их изучения и освоения с учетом возможностей нашего детского сада. Формы работы с детьми Самой продуктивной формой работы являются занятия, где дети на основе конкретного вида создают узоры, аппликацию, лепят народную игрушку. Количество занятий по тому или иному виду деятельности, зависит от наличия предметов, их изображений, а также от поставленных задач. На каждом занятии ставятся конкретные и учебные задачи. Также мы определяем, как ребенок может проявить выбор, самостоятельность. Например, на занятиях, посвященных дымковской игрушке, учили выбирать цвет элементов из определенной гамм для данной росписи. Даем задание нарисовать столько элементов, сколько необходимо для заполнения пространства листа. Таким образом, с первых занятий дети проявляют самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиции росписи. После каждого цикла занятий по одному виду искусства проводится итоговое занятие. Периодически проводятся занятия творческого характера, на которых детям предлагается придумать узор для новых предметов и вещей. Например, нарисовать для куклы ткань на платье, украсить кокошники. Слепить и расписать определенной росписью сказочных персонажей - дети старшей группы из глины лепили по сказке «Три медведя», а дети подготовительной группы - по сказке «Волк и семеро козлят», раскрашивая их дымковской росписью. На этих занятиях дети используют полученные знания о закономерностях декоративной деятельности, составляют новые элементы узора, выбирают цветовые сочетания в соответствии с образом, решают композиционные задачи.
Творчество - интегральная деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период. Из предлагаемого понимания детского творчества становится очевидным, что для его развития детям необходимо получить разнообразные впечатления об окружающей жизни, природе, познакомить с произведениями искусства. Необходимыми условиями развития художественного творчества у детей дошкольного возраста являются: • приоритетное внимание к детской деятельности - игре; • творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а также к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов в работе. ; • широко должны использоваться в оформлении помещений детского сада рисунки, лепка, аппликации, выполненные детьми как индивидуально, так и коллективно;
• широкое включение в педагогический процесс разнообразных игр, игровых приемов и игровых ситуаций, что максимально способствует созиданию личностно значимой для ребенка мотивации обучения, усвоения материала и развития творчества у детей 3-7 лет;
• вариативность во всем: в выборе тем занятий, организации обстановки (ее новизна и разнообразие, в которой протекает работа с детьми, предоставляемых им материалов;
• исключение формализма, сухости, излишнего дидактизма, противоречащего специфике искусства и художественного творчества; • изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка и на этой основе осуществление индивидуального подхода или личностно-ориентированного подхода в обучении детей изобразительной деятельности и развитию творчества;
• взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями.
Осуществляемое широкое включение в педагогический процесс, разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости.