Ольга Маносова
Развитие и активизация сюжетно-ролевых игр «Цирк. Поликлиника. Почта»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развитие сюжета :
- Развивать и обогащать сюжет игры «Цирк»;
- Развивать умение готовить обстановку для игры (постройка «циркового» манежа, подготовка цирковых атрибутов);
- Отображать в игре взаимодействие, общение людей (зритель приходит в цирк, покупает билет, контролёр проверяет билеты, продавец игрушек продаёт игрушки зрителям).
2. Развитие игры как деятельности:
Публикация «Развитие и активизация сюжетно-ролевых игр „Цирк, Поликлиника, Почта“» размещена в разделах
- Врач, больница, поликлиника. Сюжетно-ролевые игры
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Почта. Сюжетно-ролевая игра
- Почтальон, почта. Знакомство с профессией
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Цирк. Сюжетно-ролевая игра
- Темочки
- Совершенствовать умение детей придумывать несложный сюжет на тему «Цирк», выбирать себе роль;
- Формировать у детей умение заменять ролевые высказывания ролевой беседой (артисты репетируют, ведут беседу; клоуны в номере ведут беседу).
3. Формирование взаимоотношений:
- Закреплять речевые формы вежливого обращения, формировать умение играть дружно;
- Развивать умение считаться с интересами товарищей (один ребёнок спрашивает кем он хочет быть, например – клоуном, предлагает быть обоим клоунами, оказывать им посильную помощь (помощь в подготовки атрибутов для «номера»);
- От индивидуальных игр переходить к коллективным играм (вовлечение других детей в ход игры – артисты цирка, конферансье, кассир, контролёр, продавец игрушек, зрители).
4. Формирование самостоятельности и творчества:
- Развивать самостоятельность в выборе игры, поощрять самостоятельность возникновения игровых группировок (дети договариваются как будут играть, приглашают других своих товарищей в игру);
- Подводить детей к самостоятельному воплощению игровых замыслов, поощрять проявление творчества в использовании игровых способов (клоун – смешная мимика, грустная; фокусник – придумывает разные виды фокусов).
Методика руководства:
Ознакомление с окружающим в активной деятельности.
Обогащение реального опыта.
Обогащение игрового опыта
Обогащение игровой среды
Руководство в ходе самостоятельной игры ребёнка
1. Наблюдение: посещение с родителями цирка.
2. Беседа на тему «Что мы видели в цирке».
3. Просмотр мультфильма «Впервые на арене».
4. Чтение художественной
литературы: С. Я. Маршак «Цирк Шапито», «Впервые на арене», В. Драгунский «Девочка на шаре», А. П. Чехов «Каштанка».
5. Загадывание загадок о животных.
6. Игра на музыкальных инструментах:
подыгрывание «Клоунов» муз. Кабалевского;
танцевально – игровое творчество «Выход к пляске медвежат» муз. М. Красева.
7. Развлечение «Цирк».
8. Лепка «Дрессированный щенок».
9. Апппликация «Билеты в цирк».
10. Рисование» Весёлый клоун». 1. Настольно – печатная игра «Зоологическое домино».
2. Дидактическая игра «Кто чем питается?»,
3. Дидактическая игра «Кто как передвигается»,
4. Дидактическая игра
«Цирк зажигает огни».
5. Сюжетно – дидактическая игра «Цирк».
4. Кукольный театр «Кошкин дом».
1. Сюжетные игрушки :
- заяц, касса, мячи, платочки, мягкие модули для постройки манежа.
2. Игрушки заместители: - фломастер (волшебная палочка фокусника, скакалка (трапеция канатоходца).
3. Воображаемые предметы – мыльные пузыри пускает клоун.
4. Игрушки сделанные воспитателем с детьми: клоунские колпаки, билеты, гирлянды, флажки.
5. Игрушки сделанные родителями с детьми - штанга, гири, шляпа фокусника. 1. Вопрос - предложение.
Воспитатель: - «Я видела, висят повсюду афиши цирка. Можно мне посмотреть ваше представление?».
2. Помощь в распределении ролей:
- «Ребята, каких артистов цирка вы знаете?» (клоуны, дрессировщики, фокусник, канатоходец, силач);
- «Люди, каких профессий ещё работают в цирке?»
(кассир, контролёр, продавец игрушек).
3. Уточняющие вопросы:
- «Подскажите мне, пожалуйста, где я могу приобрести билет на представление?»;
- «Скажите, пожалуйста, какие дрессированные звери будут выступать в программе?»;
- «Мне хотелось бы узнать, с какими фокусами будет выступать фокусник?»;
- «Мне хотелось бы приобрести сувенир на память. Где я могу купить его?».
4. Анализ:
- «Как мне понравилось ваше представление!
Фокусник сегодня показал очень интересные фокусы,
дрессированные собачки, меня просто удивили, как хорошо они умеют танцевать и считать».
5. Напоминание :
- В цирке работают ещё акробаты, жонглёры.
- В антракте можно посетить буфет купить мороженое и другие сладости.
Задачи:
1. Развитие сюжета :
- Способствовать возникновению игр на тему «Поликлиника»;
- Вызывать желание выполнять несложные сюжеты в несколько действий, отображающих предметную действительность - врач слушает, медсестра делает прививку;
- Формировать умение отображать новые события, привносить новое в игру - врач назначает лечение, медсестра измеряет рост и вес.
2. Развитие игры как деятельности:
- Формировать умение детей придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий - больные рассказывают, что их беспокоит, доктор выслушивает жалобы больных, медсестра ставит градусник, делает прививки;
- Совершенствовать предметные действия ; игрушки – заместители (градусник – карандаш, воображаемые (дать воображаемую таблетку, помазать рану и т. д.);
- Совершенствовать ролевые высказывания, которые обозначают выполнение действий. Например : - «Медсестра, обработайте ранку, помажьте зелёнкой». «Здравствуйте больной, проходите, садитесь, расскажите,что у вас болит».
3. Формирование взаимоотношений:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.
- Объединять детей в малые группы на основе личных симпатий – «Давайте Женя будет врач, а Полина медсестра»;
- Развивать умение детей решать индивидуальные и совместные игровые действия, принимать игровые действия, задачи от сверстников – «Давай я буду врач, а ты больной, у тебя болит нога, ты идёшь и хромаешь».
4. Формирование самостоятельности и творчества:
- Развивать самостоятельность в выборе игры «Поликлиника», осуществлять задуманное, поощрять самостоятельность детей при подборе атрибутов, дополнять игровую обстановку недостающими предметами.
- Поощрять проявление творчества в выборе предметов – заместителей – карандаш (шприц, воображаемые мази.
Методика руководства:
Ознакомление с окружающим в активной действительности. Обогащение реального опыта.
Обогащение игрового опыта
Обогащение игровой среды
Руководство в ходе самостоятельной игры ребёнка
1. Наблюдение за работой медсестры в детском саду.
2. Рассказ воспитателя «Как доктор лечит людей».
3. Рассматривание иллюстраций на тему «Больница».
4. Рассматривание картинок с изображением медицинских инструментов.
5. Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха»;
К. Чуковский «Айболит»;
В. Сутеев «Про бегемота который боялся прививок».
Е. Шкловский «Как лечили мишку».
6. Лепка «Витаминки». 1. Дидактическая игра
«Полечим мишку», 2. Дидактическая игра «Если кто – то заболел», 3. Дидактическая игра
«Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»,
4. Дидактическая игра
«Во что оденем доктора»,
5. Дидактическая игра
«Что нужно доктору для работы?»,
6. Сюжетно – дидактическая игра «Врач»,
7. Сюжетно – дидактическая игра «Врач приехал к больной Марине»,
8. Кукольный театр «Миша заболел».
1. Сюжетно – образные игрушки : куклы, мишка, зайчик, набор «Доктор».
2. Предметы заместители – вата (кусочек поролон,
таблетки (кусочек картона).
3. Воображаемые предметы- мазь, зелёнка.
4. Игрушки сделанные воспитателем с детьми – коробочки под таблетки.
5. Игрушки сделанные родителями – сшитые белые халаты и шапочки. 1. Вопрос – предложение:
- «Доктор сегодня принимает? У меня болит горло, я бы хотела, чтобы он меня осмотрел».
2. Помощь в распределение ролей:
- «Женя давай ты будешь доктором»
- «Полина хочешь быть медсестрой?»
- «Миша, посмотри зайчик какой грустный, давай ты будешь его папой, приведи его на приём к доктору».
3. Уточняющие вопросы:
- «Кто нас лечит, если мы заболеем?»;
- «А кто нам делает прививки и измеряет рост?»;
- «Когда мы поранимся. чем можно помазать ранку?»;
- «Чем нам медсестра измеряет температуру?»;
- «Чем доктор нас слушает?».
4. Анализ:
-«Спасибо большое, мне очень понравилось у вас в поликлинике, врач и медсестра такие вежливые и внимательные.
Я обязательно ещё к вам приду на приём.»
5. Напоминание:
- «Врач слушает больного, назначает лечение»,
- «Медсестра делает уколы,
измеряет температуру».
- «Врача можно вызвать на дом».
Задачи:
1. Развитие сюжета :
- Развивать сюжет игры «Почта»;
- Совершенствование умений и навыков, полученных в средней группе.
2. Развитие игры как деятельности:
- Совершенствование способов игры предшествующих групп: совершенствовать предметы заместители, воображаемые игрушки;
- Совершенствовать ролевые способы эмоциональной выразительности, жеста, движений;
- Совершенствовать умения заменять ролевые высказывания, ролевой беседой со взрослыми, со сверстниками.
3. Формирование положительных взаимоотношений:
- Воспитывать доброжелательность, готовность выручить сверстника;
- Формировать умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.
4. Формирование самостоятельности и творчества:
- Развивать способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
- Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих;
Методика руководства
Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта.
Обогащение игрового опыта
Обогащение игровой среды
Руководство в ходе самостоятельной игры ребёнка
1. Наблюдение : посещение детей с родителями почты для отправки письма, открытки.
2. Экскурсия на почту.
3. Наблюдение за работой почтальона.
4. Беседа с почтальоном.
5. Беседы «Что мы видели на почте», «Как люди узнают друг о друге».
6. Беседы о разных видах связи: почта. Телеграф, телефон, интернет.
7. Рассматривание иллюстраций на тему «Почта».
8. Просмотр мультфильмов:
«Каникулы в Простоквашино», «Зима в Простоквашино», «Снеговик – почтовик».
9. Чтение: С. Я. Маршак
«Почта», «Почта военная», Н. Носов «Телефон», К. Чуковский «Телефон»,
Ю. Кушак «Почтовая история».
10. Слушание «Песенки почтальона» Б. Савельев.
11. Аппликация – изготовление открыток.
12. Ручной труд – изготовление конвертов. 1. Дидактические игра
«Почтальон принёс письмо»,
2. Дидактическая игра «Как отправить посылку»,
3. Дидактическая игра «Что лежит в посылке»,
4. Дидактическая игра «Письмо товарищу».
5. Дидактическая игра
«Мы получили письмо от Петрушки»,
6. Дидактическая игра
«Разговор по телефону».
7. Игра – драматизация
«На почте» из книги
Н. Ф. Губановой «Развитие игровой деятельности в средней группе». 1. Сюжетно – образные игрушки : кассовый аппарат, весы, мягкие модули для постройки транспорта.
2. Предметы – заместители:
Детская сумочка с надписью почта, резаная бумага – деньги.
3. Воображаемые предметы – печать.
4. Игрушки сделанные воспитателем с детьми: почтовый ящик, посылки, бандероли, открытки, журналы, квитанции, бейджики (оператор почты, почтальон, водитель, посетитель 1, посетитель 2, телеграфист и т. д.)
5. Игрушки, сделанные руками родителей с детьми:
- Ширма с надписью «Касса», этажерки для посылок и журналов. 1. Вопрос – предложение
«Почтальон мне принёс квитанцию о том, что на моё имя пришла бандероль. Я могу её сейчас получить?»
2. Уточняющие вопросы:
- «Скажите, пожалуйста, у вас продаются большие коробки для посылок?»;
-«Мне нужно поздравить свою бабушку с праздником, подскажите, пожалуйста, где я могу купить открытку?»;
- «Вы не подскажите, где я могу отправить срочную телеграмму?»
3. Помощь в распределение ролей:
Дети самостоятельно распределяют обязанности, кто кем будет работать с помощью считалки (приёмщик писем, приёмщик телеграмм, приёмщик посылок, оператор – продавец, водитель, доставщик).
4. Анализ:
- «Ребята, сегодня вы очень порадовали меня. Особенно мне понравилось то, что вы были вежливыми, культурными, вели себя как взрослые люди. Все хорошо справились со своей ролью».
- «Скажите, а какая роль в игре была самой трудной или самой лёгкой?»,
- «Ребята, а кто по вашему хорошо выполнял свою роль? Почему?».
5. Напоминание:
- На почте можно заказать телефонный разговор.
- Ещё на почте не только покупают газеты и журналы,
их также выписывают, и почтальон разносит газеты и журналы по адресам.