Приложение МААМ

Проект «Организация сюжетно-ролевых игр»

мира чикуленко
Проект «Организация сюжетно-ролевых игр»
▼ Скачать + Заказать документы

ПРОЕКТ

Тема: «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

МБДОУ «Детский сад №41»

Чикуленко М. Н.

Инновационный проект

«Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Сроки реализации проекта

Октябрь 2018 г. – май 2020 г.

Автор:

Чикуленко М. Н. - зам. зав МБДОУ №41

Содержание

Публикация «Проект „Организация сюжетно-ролевых игр“» размещена в разделах

1 Тема проекта «Организация развития социального опыта старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры в условиях реализации ФГОС ДО».

2 Система работы над проектом : проблема, цель, задачи, возрастные особенности, этапы, ресурсы, срок реализации.

3 Ожидаемые результаты.

4 Карта – схема проекта.

5 Формы работы с детьми и родителями.

6 Перспективное планирование по сюжетно – ролевой игре в старшей группе.

7 Перспективное планирование сюжетно – ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.

8 Диагностическая карта.

9 Приложение: методические разработки, конспекты, фотографии

10 Используемая литература.

Введение

Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий

об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский

Современное общество живет в постоянном изменяющемся мире в век информации и внедрение новейших технических средств информирования, постоянный дефицит времени изменяет привычные нормы и формы внутрисемейных и межличностных отношений.

Многие родители считают, интеллектуальное развитие ребенка наиболее актуально в современном мире информационных технологий. Обучение ребенка с раннего возраста новейшим техническим средствам и формирование определенных умений, соответствующих, на взгляд родителей, требованиям сегодняшнего дня, должны подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сделать его конкурентно способным.

В погоне за новыми тенденциями родители забывают, что конкурентный способный человек – это не только интеллектуально развитый, способный решать интеллектуальные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения.

Но современные родители не уделяют должного внимания этим направлениям в развитии ребенка.

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социально и коммуникативной сфер деятельности, т. е. через игру.

Игра - самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры малыш познает самого себя и окружающий мир.

А чтобы способствовать социально-коммуникативному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры как ведущей деятельности. Общение же – составляющая часть ее. В процессе игры развитие ребенка движется быстрыми темпами: социальное, психическое, эмоциональное. Как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери».

Психологи (Л. С. Выготский, [3], Д. Б. Эльконин, [25], А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец и др.) и педагоги (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. А. Аркин, М. Я. Басов и др.) уделяли игре ребенка чрезвычайное внимание.

Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях:

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

ФГОС дошкольного образования, определяет обязательный минимум содержания программы, который реализуется в ДОУ, так «Социально-коммуникативное развитие направлено:

- на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных ценностей;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».

Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст. 31.«Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни». В последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных подходов в организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста.

Проблема:

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование педагогов, в результате которого было выявлено ряд проблем. Это проблемы проведения и планирования игровой деятельности, создание предметно-игровой среды, переход на современную организацию сюжетно – ролевых игр.

Актуальность социально-коммуникативного развития дошкольников возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следует помнить, что результаты коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности

Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте определяет развитие всех сторон личности ребёнка, подготавливает переход на новую возрастную стадию развития, приближает ребенка к миру взрослых, моделируя их отношения: ориентирует ребенка в задачах, мотивах и нормах деятельности взрослых людей, в своей полоролевой идентичности. Все это имеет решающее значение в социализации и индивидуализации ребенка.

К сожалению, сегодня сюжетно-ролевая игра претерпела значительные изменения – она уходит из жизни дошкольников. Изменились и условия развития детской игры:

- отсутствие неформальных разновозрастных групп (дворовые сообщества) как главного условия передачи игрового опыта, привело к разобщению детей, а значит – потере навыков взаимодействия;

- техническая революция значительно снизила речевые контакты - человеческое общение подменяется телевизионными передачами и компьютером, современными гаджетами;

- социальные изменения в обществе негативно влияют на приоритеты подражания и в семье, и в обществе.

Следовательно, возникла необходимость не только руководства сюжетно-ролевыми играми со стороны взрослого, но и организованного обучения самой игре. Организация сюжетно-ролевой игры требует от педагогов огромного мастерства и педагогического такта. Педагоги направляют игру, не разрушая ее, сохраняют самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей, непосредственность переживаний, веру в правду игры. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Наблюдения показали, что дети старшего дошкольного возраста испытывают проблемы в развертывании сложных сюжетно-ролевых игр. При анализе образовательного процесса выявились затруднения и у педагогов в организации сюжетно-ролевой игры по теме недели, а именно: педагоги организуют традиционные, привычные сюжетно-ролевые игры, которые не всегда соответствуют календарно-тематическому планированию. Следовательно, у педагогов недостаточный уровень практических умений в организации сюжетно-ролевой игры старших дошкольников – объединение сюжетов игры в соответствии с тематикой недели.

Сюжет – это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре. Сюжеты детских игр разнообразны:

• игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда);

• игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, почта);

• игры с общественно-политическим сюжетом (война, партизаны, митинг).

Одним из эффективных средств формирования сюжетов игры является совместная игра взрослого с детьми, в которой происходит процесс передачи детям усложняющихся способов построения игры. По мнению Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой, сюжетно-ролевая игра становится очень разнообразна по своим формам, а именно в жизни старшего дошкольника все большее место начинает занимать режиссерская игра, появляется игра – фантазирование.

Поэтому цель взрослых – помочь детям адаптироваться в современном мире, который характеризуется сложными, динамичными, негативными переживаниями и проявлениями.

Проблема проекта : недостаточный уровень владения педагогами современными технологиями организации сюжетно-ролевой игры, а именно объединение сюжетов игры в старшем дошкольном возрасте, потеря навыков взаимодействия детей друг с другом.

Цель

Развитие сюжетно-ролевой игры, направленной на социализацию и индивидуализацию детей дошкольного возраста через игровое взаимодействие детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1. Расширить знания и представления педагогов в области развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста, совершенствовать совместную сюжетно-ролевую игровую деятельность взрослого (педагога, родителя) и ребенка посредством творческого объединение сюжетов игры.

2. Организация взаимодействия разновозрастных групп для естественной передачи игрового опыта.

3. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду групповых помещений в соответствии с ФГОС ДО игровыми атрибутами для сюжетно-ролевых игр с учетом комплексно-тематического планирования.

Гипотеза проекта основывается на предположении о том, что организация сюжетно-ролевой игры детей 5-7 лет будет успешна при овладении творческим объединение сюжетов игры в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса; организацией взаимодействия детей младшего и старшего дошкольного возраста друг с другом. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр предполагает :

организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопления содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций;

организация совместных сюжетно-ролевых игр взрослого (воспитателя, родителя) и ребенка, объединение детей разных возрастов в совместной игровой деятельности, в которых происходит освоение ролевых действий и ролевого поведения, игрового содержания;

• творческое создание обстановки для сюжетно-ролевой игры, создание условий для самостоятельной инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Идея проекта : педагогическое сопровождение развития сюжетно-ролевых игр старших дошкольников через объединение сюжетов игры в условиях реализации комплексно- тематического планирования и преемственность с детьми младшего дошкольного возраста.

Новизна

Создана современная развивающая предметно-игровая среда, соответствующая возрастным особенностям детей и требованиям ФГОС (насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность).

Предметно-игровая среда способствует развитию интереса к игровой деятельности и эмоциональному благополучию детей.

Повышение педагогической компетентности в вопросах развития сюжетно-ролевых игр; вовлечению родителей в совместную игру родители – дети (взрослый – ребенок).

Участники проекта :

Дети старшего дошкольного возраста в МБДОУ №41, их родители и педагоги.

Возрастные особенности:

Проект рассчитан на старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет. В этом возрасте дети уже способны играть в сюжетно – ролевые игры друг с другом, следовать правилам, а затем и устанавливать их самостоятельно. Более дружно договариваются о теме игры, распределяют роли между собой. Для развития содержания игры дети могут использовать свои технические умения, например, создать игрушку (атрибут) или необходимую постройку из конструктора. На данном возрастном этапе доступны игры более сложные по содержанию и организации, по продолжительности.

Срок реализации проекта : 2 года

В групповых помещениях ДОУ созданы необходимые условия для организации сюжетно - ролевой игры.

Группы оснащены игровым оборудованием (модулями-основами, вспомогательного материала (поставки для кукол, ширмы, атрибутов ролевой игры (комплекты костюмов-накидок для ролевых игр по профессиям).

Анализ РППС ДОУ показал, что в недостаточной мере выполняется один из принципов организации развивающей предметно-пространственной среды – вариативность, т. е. частичное оснащение в группе разнообразными материалами, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей в игровой деятельности.

Необходимо пополнить и разнообразить игрушками – предметами оперирования для развития сюжетно-ролевой игры в группах старшего дошкольного возраста, привлечь родителей к изготовлению необходимых атрибутов.

Формы работы с детьми:

Экскурсии;

познавательные занятия;

занятия творческой деятельностью;

игровая деятельность;

совместная деятельность;

чтение художественной литературы и беседа по содержанию;

рассматривание иллюстраций, фотографий и просмотр видеозаписей.

Работа с родителями

Перед началом работы по проекту родители знакомятся с целями, задачами проекта, они должны убедиться в необходимости оказания помощи и серьёзного отношения к исследованиям, заданиям и играм детей.

Родительское участие в реализации поставленных задач:

• помощь в оснащении группы игровым материалом;

• помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к играм;

• ознакомление с материалами информационного стенда для родителей «Играем вместе с детьми», «Психология режиссерской игры», «Режиссерская игра в жизни дошкольника».

Формы работы с родителями:

Тематические консультации;

педагогические беседы;

анкетирование родителей;

творческие отчёты (открытые мероприятия);

наглядная информация (фото выставки, групповые газеты, портфолио);

дни открытых дверей.

Ожидаемый результат:

1. Обогащение и расширение словарного запаса;

2. Развитие диалогической и монологической речи;

3. Совершенствование и расширение игровых умений детей;

4. Появление умения налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать;

5. Получение знаний о разных профессиях;

6. Ролевое общение.

План работы проекта

Этапы Содержание работы

Ожидаемые результаты

I этап. Проектировочный (сентябрь 2018- январь 2019г.) Анализ состояния образовательного процесса в ДОУ с целью определения проблемы организации сюжетно-ролевой игры.

Готовность педагогического коллектива и родителей к реализации проекта по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Создание психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.

Переход в инновационный режим работы.

Изучение научно-методической литературы, педагогического опыта по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Формирование творческой группы педагогов по реализации проекта, подготовка и разработка методических рекомендаций по организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Определение места и современной тематики сюжетно-ролевых игр в комплексно-тематическом планировании.

Подбор и систематизация материалов, сюжетно-ролевых игр.

Диагностика: игровых навыков; игровой среды

Обновить игровые зоны, добавить игры современного и регионального содержания (Ярмарка в Дагестане», «Рыбаки на Каспии»

Создать предметно развивающую среду: подбор литературы, иллюстраций

(профессии, приобрести и изготовить с детьми и родителями атрибуты к сюжетно-ролевым играм

Консультация:

«Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника»

Консультация с педагогами на тему «Руководство сюжетно-ролевой игрой»

Составление картотеки игр разной направленности и видов деятельности.

Составление перспективного плана по организации сюжетно-ролевых игр.

II этап.

Формирующий (февраль 2018 г. – март 2020 г.)

Систематизация, освоение и внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий развития сюжетно-ролевой игры.

Положительные тенденции в формировании социально развитой, коммуникативной личности дошкольника через организацию сюжетно-ролевой игровой деятельности.

Постепенное нарастание уровня профессиональных знаний и умений педагогов и родителей в области применения игровой технологии – объединения нескольких сюжетов игры.

Создание банка методических материалов по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.

Усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.

Разработка методических рекомендаций, составление примерных конспектов по организации сюжетно-ролевых игр.

Привлечение родителей к реализации проекта

Проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника и взаимодействия с младшими дошкольниками для естественной передачи игрового опыта.

Распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта по результатам работы ДОУ в виде методических рекомендаций, участие в семинарах разного уровня, методических объединениях, мастер-классах, трансляция опыта работы в СМИ.

III этап.

Заключительный этап

Апрель (2020г. -май 2020г.) Анализ, обобщение и оформление результатов проекта.

Повышение уровня игровой деятельности старших дошкольников посредством объединения нескольких сюжетов игры.

Дети владеют умением развёртывать в игре разнообразие по последовательности событий, координируя их согласно своему замыслу;

на основе своих знаний об окружающем и игрового опыта, дети изменяют и наполняют содержание игры, увеличивая её длительность;

дети самостоятельно распределяют роли, разрешают конфликтные ситуации в игре;

повышение интереса малоактивных детей к игре, желание брать на себя главные роли.

Оформление аналитических результатов проекта.

Педагогическая диагностика уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Оформление стенда «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка»

Презентация проекта.

Результаты реализации проекта :

1. Существенное расширение игровых приемов, способов использования игрового оборудования и предметов-заместителей;

2. Качественное изменение уровня коммуникативных навыков детей, развитие ролевых диалогов, вариативности обыгрываемых персонажей;

3. Самостоятельное инициирование игры, совмещение нескольких сюжетов, творческое развитие игровой ситуации;

4. Значительно возросший интерес воспитанников к сюжетно-ролевой игре;

5. Очевидный воспитательный эффект: повышение культуры поведения, взаимоотношений; развитие наблюдательности; внимания к окружающей действительности; уважение к результатам чужого и собственного труда.

6. Повышение компетенции родителей и педагогов о значении сюжетно-ролевых игр для воспитания и развития детей дошкольного возраста.

7. Участие родителей в обогащении предметно-игровой среды; участие родителей в играх детей дома и в детском саду.

Литература и интернет-ресурсы:

1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : 2014.

4. Региональной ообразовательной программой дошкольного образования Республики Дагестан ( авторский коллектив программы: Шурпаева М. И., Байрамбеков М. М., Исмаилова У. А., Гришина А. В., Гасанова Д. А., Гусарова Л. Ф., Агабекова С. С., Амирова С. К., Рамазанова Э. А., 2015 г.).Васильева О. К. Образная игрушка в играх дошкольников. М. : Издательство: Детство-пресс, 2003.

5. Методическое пособие А. В. Гришиной «Родной край»

6. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.

7. Гаспарова Е. М Режиссерские игры дошкольника. [Электронный ресурс] –

8. Новосёлова С. Л. Развивающая предметно-игровая среда детства. Мир «Квадро» // Дошкольное воспитание, 1998. № 4. Жукова Т.

9. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Академия, 1989.

10. Короткова Н. А., Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М., 1990.

11. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982.

12. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., Гном и Д., 2000.

Публикации по теме:

Атрибуты для сюжетно-ролевых игрАтрибуты для сюжетно-ролевых игр Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений.

Фотоотчёт «Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе»Фотоотчёт «Организация сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе» Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин,.

Картотека сюжетно-ролевых игр ИГРЫ С КУКЛАМИ И ИГРЫ В «СЕМЬЮ» Игра-ситуация «С новосельем» Методика проведения. Воспитатель берет панель или доску, отгораживает место.

Картотека сюжетно-ролевых игр по социализации КАРТОТЕКА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «Собираемся на прогулку» Цель: развивать у детей.

Картотека сюжетно-ролевых игр по ПДД Сюжетно-ролевые игры по ПДД для детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста «Знаки на дорогах» Цели игры: определить, как.

Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр»Консультация для педагогов «Организация сюжетно-ролевых игр» Ни для кого не секрет, что игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре ребенок в ненавязчивой форме узнает много нового, интересного.

Организация сюжетно-ролевых игр в младшей группе по программе дошкольного образования «Мир открытий» Организация сюжетно-ролевых игр в младшей группе по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».

Проект «Чехлы для сюжетно-ролевых игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка» Проект «Чехлы для сюжетно – ролевых игр».

Ширма для сюжетно-ролевых игрШирма для сюжетно-ролевых игр В нашем детском саду было проведено методическое объединение на тему: Сюжетно ролевые игры как средство развития дошкольников. В современном.

Сюжетно-ролевые игры современных дошкольников. Игровые темы сюжетно-ролевых игр «Туристическое агентство» или «Путешествия» Дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Организация сюжетно-ролевых игр»
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 19:45
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Организация сюжетно-ролевых игр»» (включая файлы) размещена пользователем мира чикуленко (УИ 934332) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД