Татьяна Бердникова
Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры «Путешественники едут на Север» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развитие сюжета.
- Развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений, телепередач.
- Совершенствовать умения и навыки.
- Учить готовить обстановку для игры.
- Отображать в игре взаимодействие, общение людей (не предметную, а социальную сторону – общение).
Публикация «Развитие и активизация сюжетно-ролевой игры „Путешественники едут на Север“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
2. Развитие игры как деятельности (цель, мотив, средства, способы, результат).
- Совершенствовать ролевые высказывания заменять ролевой беседой (со взрослыми и сверстниками); игры могут быть длительными и кратковременными
- Придумывать несложный сюжет, выбирать роль, выполнять несколько взаимосвязанных действий.
- Совершенствовать предметные действия: игрушки-заместители, воображаемые.
- Совершенствовать ролевые высказывания, которые обозначают выполнение действий: обращение к себе, игрушке, партнёру. Появляется краткая речевая беседа.
3. Формирование взаимоотношений.
- Способствовать становлению в игре положительных отношений и их усвоению.
- Формировать правила взаимоотношений детей в коллективе.
4. Формирование самостоятельности и творчества.
- Учить самостоятельно организовывать игру.
- Развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, проявлять творчество в игровых способах.
Методика руководства:
1-ый компонент. Ознакомление с окружающим в активной деятельности. Обогащение реального опыта.
1. Наблюдение в какой одежде ходят зимой люди
2. Наблюдение за животными зимой.
3. Наблюдение за птицами зимой.
4. Наблюдение за снежинками.
5. Наблюдение за деревьями зимой.
6. Наблюдение сугробами.
7. Наблюдение как дети катаются с горки
8. Наблюдение детей с родителями за озерами и реками зимой.
9. Наблюдение за машиной
10. Наблюдение за поездом.
11. Наблюдение за самолетом.
12. Наблюдение за морозными узорами на окнах.
13. Наблюдение, как катаются на лыжах.
14. Наблюдение, как катаются на коньках.
15. Наблюдение, как лепят из снега разные фигуры.
16. Показ мультфильма «Умка».
17. Показ мультфильма «Цветик - семицветик».
18. Показ мультфильма «Приключение пингвиненка Лоло».
19. Показ мультфильма «Снежная королева».
20. Показ детского фильма «Полярный экспресс».
21. Показ мультфильма «Мамонтенок».
22. Показ мультфильма «Ледниковый период».
23. Подготовка презентации на тему «Хаски и щенята хаски».
24. Рассматривание иллюстраций, людей которые проживают на Севере.
25. Рассматривание иллюстраций, одежды в которой ходят люди на Севере.
26. Рассматривание иллюстраций, животных, которые там обитают.
27. Рассматривание иллюстраций северного сияния.
28. Рассматривание картинок домов и юрт, в которых живут люди.
29. Рассматривание картинок морских обитателей.
30. Рассматривание картинок птиц, характерных для этой местности.
31. Рассматривание собак хаски.
32. Рассматривание картинок мамонтов.
33. Рассматривание картинок звездных созвездий.
34. Рассматривание картинок из мультфильмов (Умка, Снежная королева, Пингвиненок Лоло).
35. Рассматривание картинок растительности, которая там может произрастать.
36. Андерсен «Снежная королева».
37. Волшебная сказка «Морозко».
38. Снегирев «Про северных оленей».
39. Житков «На льдине».
40. Винокуров «Путешествие на полюс».
41. Дмитриев «Белый медведь».
42. Членов «Как Алешка жил на Севере».
43. Гайнезер «Птичьи базары».
44. Катаев «Цветик-семицветик».
45. Снегирев «Пингвиний пляж».
46. Рассказ воспитателя на тему «Люди, живущие на Севере».
47. Рассказ воспитателя на тему «Северные животные».
48. Рассказ воспитателя на тему «Собаки – помощники».
49. Рассказ воспитателя на тему «Северный ледовитый океан и его обитатели».
50. Рассказ воспитателя про Снежную королеву и её холодное седце.
51. Рассказ воспитателя «Северное сияние».
52. Беседа на тему «Юрта, в которой живут северные люди».
53. Беседа на тему «Пингвины, и какой опасности они подвергаются».
54. Беседа на тему «Мамонты из далекого прошлого».
55. Занятия по развитию речи «Антарктида».
56. Занятия по окружающей среде, что характерно для Севера.
57. Занятия по математике с пингвинами.
58. Рисование собак хасок с санями на севере.
59. Рисование Снежной королевы
60. Рисование Поморников
61. Рисование северного сияния.
62. Лепка людей севера.
63. Лепка Северного оленя.
64. Лепка сказочных героев из сказки «Снежная королева».
65. Аппликация «Пингвины высиживают свое потомство»
66. Аппликация «Морские обитатели»
67. Аппликация «Белый медведь с медвежонком на фоне северного сияния».
2-ой компонент. Обогащение игрового опыта. Дидактические игры.
1. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Поездка на Север на поезде».
2. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Полет на Север на самолете».
3. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Плывем на пароходе».
4. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «В гостях у чукчи в юрте».
5. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Знакомство с белым медведем».
6. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Знакомство со Снежной королевой».
7. Дидактическая сюжетно-ролевая игра «Олени катают на санях».
8. Строительно-конструктивная игра «Поезд».
9. Строительно-конструктивная игра «Самолет».
10. Строительно-конструктивная игра «Пароход».
11. Строительно-конструктивная игра «Дом чукчи».
12. Строительно-конструктивная игра «Сани, для оленей».
13. Театрализованная игра «Поездка на Север».
14. Театрализованная игра «Жизнь пингвинов».
15. Театрализованная игра «В гостях у чукчи».
16. Театрализованная игра «Белые медведи».
17. Театрализованная игра «Жизнь собак хасок на Севере».
18. Подвижная игра «Два Мороза».
19. Подвижная игра «Не намочи ног».
20. Подвижная игра «Перелет птиц».
21. Подвижная игра «Сделай фигуру».
22. Подвижная игра «Пробеги тихо».
23. Подвижная игра «С кочки на кочку».
24. Игры и этюды «Поездка на поезде»
25. Игры и этюды «Перебираемся на берег по льдинам».
26. Игры и этюды «Убегаем от белого медведя».
27. Игры и этюды «Катаемся на лыжах».
28. Игры и этюды «Лепим фигуры из снега».
29. Игры и этюды «Катаемся с горки».
30. Инсценировка, изобразить, как гудит и едет поезд по рельсам.
31. Инсценировка, изобразить, как летит самолет.
32. Инсценировка, изобразить, как рычит белый медведь.
33. Инсценировка, изобразить, как ходит пингвин с яйцом между лапками.
34. Имитация, изобразить, как разговаривает чукча.
35. Имитация, изобразить, как лают собаки.
36. Имитация, изобразить, как тюлень передвигается по льдине.
37. Имитация, изобразить, как кит пускает фонтан.
38. Фантазирование, как пингвин спасает своего пингвиненка от поморника.
39. Фантазировать, как Умка ищет свою маму.
40. Фантазирование, как ребята попадают во дворец Снежной королевы и выручают мальчика из беды.
3-ий компонент. Обогащение игровой среды.
1. Сюжетно-образные игрушки :
- транспорт: поезд, самолет, пароход.
- рюкзак путешественника
- куклы северной национальности и в соответствующих костюмах.
- руль для поезда, штурвал для самолета.
- шапки ушанки
- сани
- игрушечные северные животные : олени, белые медведи, пингвины, тюлени.
- собаки
2. Макет поезда
3. Макет самолета
4. Макет парохода
5. Макет острова, на котором живут пингвины.
6. Макет океана.
7. Макет ледяных гор, на которых сидят чайки поморники.
8. Макет юрты.
9. Игрушки – заместители:
- стулья в ряд – поезд
- коробка – самолет
- фанера – пароход
- коробка с окнами – юрта
- камушки – яйца пингвинов.
- белые листы бумаги – льдины
- бревнышко в теплой шапке – чукча
- ледянка – сани
- большая палка – тюлень.
- листья – рыба.
- маленькие палочки – удочки для зимней рыбалки.
- шапка – гнездо чайки поморника.
10. Воображаемые игрушки:
- как будто едим на поезде.
- летим на самолете.
- плывем на параходе.
- как будто собаки катают нас на санях.
- воображаемая еда в юрте у чукчи.
- воображаем белого медведя и убегаем от него.
- воображаем пингвинов и кормим их рыбой.
11. Игрушки, сделанные воспитателем с детьми
- транспорт: поезд, самолет, пароход.
- дом чукчи
- белый медведь
- тюлени
- пингвины
- синий кит
- чайки поморники
12. Игрушки, сделанные родителями с детьми:
- собаки
- олени с санями
- Дед мороз
- Снежная королева
- Дворец снежной королевы
4-ый компонент. Руководство в ходе самостоятельной игры детей
1. Создание проблемной ситуации
- Ребята, поезд отправляется через 30 минут в очень интересное путешествие на Север, подумайте, что вам необходимо взять с собой?
- Ребята, что делать будем, нам не проехать такую огромную пропасть на поезде?
- Ребята, а теперь перед нами огромный океан, что дальше делать будем?
- Ребята, осторожнее, здесь можно провалиться под лед, прыгайте по льдинам, чтобы добраться до берега.
- Ребята, смотрите чайка поморник, схватила яйцо пингвина.
- ребята, что-то очень стало холодать, отогреться бы вам где-нибудь?
2. Помощь в распределение ролей:
- Витя, ты на той неделе управлял автобусом, давай теперь Егор вас на поезде повезет.
- Диана, хочешь нас на самолете повезти, и женщины летчики бывают.
- Вася, не расстраивайся ты так, на пароходе ребят прямо на Север доставишь.
- Марина, будешь медведицей, а Юля твоей дочкой медвежонком
- Денис и Алиса, а вы пингвинами будете, ну пройдитесь, вот и отлично, следите за своими яйцами, чтобы его чайки поморники не утащили.
- Никита и Даша, будут чайками - поморниками и охотиться за яйцами пингивинов.
- Вова, а ты чукчей будешь, у тебя очень хорошо получается чукчу изображать.
3. Напоминание
- Ребята помните, мы смотрели мультфильм «Приключение Лоло». Как вели себя там пингвины, как они оберегали свои гнезда.
- Ребята, помните, я вам читала сказку «Снежная королева».
- Ребята, а помните, мы смотрели иллюстрации юрты.
- Ребята помните, я вам рассказывала про северное сияние.
- Ребята, а помните, мы рисовали белых медведей.
4. Совет:
- Ребята, отправляясь в путешествие, ведите себя аккуратно, ходите группой, не разбегайтесь, вокруг, очень много опасностей.
- Ребята, оденьтесь потеплее, на Севере холодно.
- Вася, осторожнее управляй пароходом, в океане очень много айсбергов.
- Ребята, осторожнее на Севере с животными, они там многие голодныеи опасные.
- Ребята не ходите по льду, можете провалиться.
5. Анализ игры :
Воспитатель говорит я хочу с вами поговорить и задает вопросы:
- Ребята, во что вы играли?
- Что вы видели?
- С кем познакомились?
- Как вы добирались до Севера?
- А кто управлял этими транспортными средствами?
- Какой опасности вы подвергались?
- Что вы брали с собой в путешествие?
- Понравилось ли вам путешествие?
- Что больше всего понравилось?
- Хотели бы вы еще раз съездить на Север?
- Что для себя нового вы узнали?
- Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?